Остров везения: Как в Сингапуре борются с коронавирусом и коррупцией
Sobesednik.ru — о том, как формула «контроль для комфорта» помогла Сингапуру встать в авангарде борьбы с коронавирусом
Sobesednik.ru — о том, как формула «контроль для комфорта» помогла встать городу-государству Сингапур в авангарде борьбы с коронавирусом.
Сингапур
Площадь – 725 кв. км (меньше Москвы)
Население – 6,2 млн чел.
Территория – 63 острова в Юго-Восточной Азии
Валюта – сингапурский доллар
Национальный состав – китайцы (65%), индийцы (16%), малайцы (14%)
Тест на коронавирус за 5 минут
Сингапур презентовал первый в мире экспресс-тест на коронавирус, который можно сделать за 5 минут. Маленькая скученная страна меньше Москвы и с плотностью населения, как в Гонконге, к тому же граничащая с Китаем, по всем формальным признакам уже должна была сдаться коронавирусу. Но удерживается на «почетном» 44-м месте в мире по распространению новой заразы.
– Сингапур очень быстро сделал рывок от обычной азиатской страны до мирового центра высоких технологий. И медицина, и биотехнологии у них – одни из лидирующих отраслей. Не удивлюсь, если именно Сингапур явит миру чудо исцеления от коронавируса, при их уровне развития и дисциплине, – сказала «Собеседнику» специалист по Сингапуру, кандидат экономических наук, преподаватель Института стран Востока Марина Осипова.
В интернет-поисках со словом «Сингапур» чаще всего соседствует слово «чудо». Чудо-сады с 50-метровыми деревьями и оранжереями из самых редких цветов. Чудо-здания в 50–70 этажей с бассейнами, парками и ресторанами на крыше. Чудо-острова, которые сравнивают с райскими.
– Город-государство Сингапур сам по себе является чудом, – продолжает Марина Осипова. – Ему всего 55 лет, считая с момента обретения независимости в 1965 году. Тогда город задыхался от коррупции и наркоторговли. Без взяток было и шагу не ступить. За чай расплачивались опиумом, а наркотики на улицах продавали практически в открытую. Все изменилось с приходом к власти Ли Куан Ю.
«Посади трех близких людей»
У первого премьер-министра страны, создателя «сингапурского экономического чуда» Ли Куан Ю, как ни у кого другого в истории, было право перефразировать знаменитые слова «Государство – это я» на «Сингапур – это я».
– Когда Ли Куан Ю было 19 лет, власть в стране перешла к японцам, которые решили расправиться с молодыми китайцами. Их хватали по всему городу. Под облаву попал и молодой будущий лидер страны. Он был из обеспеченной семьи, хорошо одет. «Можно мне сходить за вещами?» – спросил у своего конвоира находчивый парень, рассчитывая, что японец польстится на дорогие вещи, которыми можно будет завладеть. Понятно, из дома будущий «отец сингапурской нации» уже не вышел, сбежав через окно. Позже он рассказывал, что, прячась где-то в зарослях, поклялся себе сделать все, чтобы создать такое сильное государство, которое никто не сможет победить. И сдержал слово.
Идя на первые выборы, Ли Куан Ю пообещал искоренить коррупцию и наркотрафик. Выполнил все точно.
На свои первые выборы он шел с соратником, коммунистом Ли Цин Сяном. Они многое пережили вместе. Но когда у друга нашлось незадекларированное имущество, Ли Куан Ю отправил его в тюрьму. В народ пошла фраза, которую приписывают политику: «Хочешь искоренить коррупцию – посади трех близких людей». Свой «норматив» сам Ю выполнил, отправив за решетку друга-министра и родного племянника, когда вскрылись их коррупционные грешки.
– Ли Куан Ю объяснял, что прекратить воровство могут две вещи – неизбежность и неизбирательность наказания, – прокомментировал «Собеседнику» заместитель генерального директора «Трансперенси Интернешнл» Илья Шуманов. – Параллельно к «кнуту» добавили и «пряник» – чиновникам были даны очень высокие зарплаты. А также учрежден специальный орган по борьбе с коррупцией с самыми широкими полномочиями. Например, с правом в любое время проводить обыски в любом месте и сразу сажать, если в течение 24 часов подозреваемый не смог объяснить происхождение средств или имущества.
«Диснейленд со смертной казнью»
Ли Куан Ю действовал решительно. За один день распустил всю полицию и набрал новых сотрудников – с незапятнанной репутацией и без коррупционного прошлого. А однажды в городе исчезли все лидеры крупнейших этнических группировок, которых потом так и не нашли: ходили слухи, что их вывезли за город и расстреляли. Параллельно создали максимально благоприятные условия для бизнеса – упростили регистрацию и практически устранили человеческий фактор в принятии решений по открытию компаний, учредили 8 свободных экономических зон с льготным налогообложением.
– Если положено выдать разрешение за 10 дней, то оно будет выдано, – говорит бизнесмен, бизнес-посол «Деловой России» в Сингапуре Михаил Замарин. – И никто не будет вымогать взятку. Все максимально четко, доброжелательно.
В изменившуюся страну потекли инвестиции со всего мира. Сингапур со временем стал столицей технологий будущего.
– В Сингапуре было открыто 300 банков разных стран, в том числе таких финансовых гигантов, как США, Швейцария. Ли Куан Ю таким образом обезопасил свое крошечное государство, на которое теперь никто не рискнет напасть, так как это будет означать войну со всем мировым капиталом, – объясняет Марина Осипова.
Американский писатель Уильям Гибсон называл страну чудес Сингапур «Диснейлендом со смертной казнью» – за смесь красоты и строгости порядков.
– В стране существуют смертная казнь и телесные наказания – побитие палками, – продолжает эксперт. – При этом все сферы жизни жестко контролируются. Если я, например, поливая цветок, пролью воду на пол, сработает датчик, который передаст информацию, и мне придет штраф. Была история, как американский юноша был приговорен к 6 бамбуковым палкам за граффити. За него вступился лично президент США Билл Клинтон. Но Ли Куан Ю только заменил наказание на 3,5 палки, объяснив: «Если не накажем, это повторится». Принято считать, что в Сингапуре сурово наказывают за брошенный окурок или жвачку. На самом деле – нет. Там просто уже выросло поколение, которому даже в голову не придет бросить окурок или жвачку. Интересно, что сами сингапурцы воспринимают свои власти не как деспотов, а как строгих, но заботливых старших наставников. Но нужно еще учитывать, что страна очень маленькая, меньше Москвы, поэтому у них – как в большой семье, где строгие родители и хорошо воспитанные дети.
Контроль для комфорта
– Есть три мифа о Сингапуре: что коррупцию там победили быстро, легко и с помощью демократических механизмов, – говорит Илья Шуманов. – На самом деле антикоррупционная кампания протекала 20 лет – вплоть до начала 90-х – и была очень тяжелой для элит. Ну и наконец, Сингапур – это все-таки не про демократию, а скорее про авторитаризм.
– При всей авторитарности и контроле я не припоминаю, чтобы видел портреты или памятники «отцу нации» Ли Куан Ю в Сингапуре, – уточняет Михаил Замарин. – А в том числе благодаря жесткому контролю и дисциплине в Сингапуре сегодня удается контролировать эпидемию. То есть у них все-таки контроль ради комфорта, а не контроль ради контроля, – считает Михаил Замарин. – Если им сказали: сидеть дома – они сидят. За неисполнение предписаний правительства грозит от 10 тысяч долларов штрафа до лишения свободы на полгода. А система слежения отлажена идеально: выходя из дома, буквально каждый человек попадает под видеокамеры, которые там везде. Кроме того, все перемещения отсматриваются по GPS. Сингапур одним из первых закрыл свои границы. По ТВ с началом паники прошел ряд сюжетов с продовольственных складов страны – людям показали, что резервы есть. Сейчас там паники нет, спокойно ждут окончания эпидемии.
Читайте также:
***
Материал вышел в издании «Собеседник» №12-2020 под заголовком «Остров везения».