Никас Сафронов: Все думали, что Лужков проживет минимум сто лет
Бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова, с которым накануне простились в храме Христа Спасителя, вспоминает Никас Сафронов
Накануне в Москве на Новодевичьем кладбище похоронили бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Прощание с политиком проходило в храме Христа Спасителя.
Известие о смерти Лужкова стало неожиданностью для всей страны, даже для его друзей и близких, которые с ним общались. Самый известный художник страны Никас Сафронов горько сетует: буквально пару месяцев назад они с Лужковым договорились увидеться после Нового года...
— Во время нашей последней встречи Юрий Михайлович выглядел цветущим, радостным, пышущим здоровьем, — говорит Никас. — Для меня, как и для многих, его смерть стала шоком — все думали, что Лужков проживет минимум сто лет. В последнее время он занимался пчелами. Мог бесконечно о них рассказывать. Когда приходил ко мне в гости, всегда приносил бочонок с медом. У меня не так давно тоже появилась пасека — Юрий Михайлович давал мне советы.
Как говорит Никас, экс-мэр был очень простым и душевным человеком. Он был патриотом Москвы, знал ее, любил и ценил, с большим уважением относился к москвичам. Лужков поддерживал культуру и со многими людьми искусства близко дружил. К нему запросто могли обратиться представители московской интеллигенции, и он старался им помогать.
— Еще в 90-е дом, в котором я живу, хотели снести, но жители района писали письма Юрию Михайловичу, чтобы он его сохранил как памятник архитектуры, который был построен великим архитектором Алексеем Щусевым в 1927 году и где у него была квартира-мастерская. Дом, кстати, был построен по инициативе Константина Станиславского — это был первый кооператив для артистов МХАТа, — продолжает художник. — Юрий Михайлович подписал бумаги для реставрации и сохранения этого дома. Его укрепили, отреставрировали и сверху достроили три коммерческие этажа, которые я позже приобрел.
— Лужков был истинный патриот России и Москвы, ему было дело до всего — он переживал не только за столицу, но и за всю страну от Камчатки до Крыма, — объясняет Сафронов. — Юрий Михайлович был Художник с большой буквы, созидатель, творец — при нем появились гимн и герб Москвы, расширили до десяти полос МКАД, построили Третье транспортное кольцо, провели реконструкцию Третьяковки, он поддержал возрождение Академии художеств, строительство новых музеев, галерей. И, конечно, один из самых величественных и духовных памятников, который остался после него — это храм Христа Спасителя. При Лужкове Москва из коммунистической, советской стала новой, европейской столицей — яркой, живой и духовной.
Мы потеряли великого человека, историческую личность, которая вобрала в себя лучшие качества Петра Столыпина, Саввы Морозова и Павла Третьякова. Его имя навсегда останется в истории Москвы как один из символов эпохи и перемен. Ушел исторический пласт по имени Юрий Михайлович Лужков, — заключил художник.