Односельчанин "палача из Сирии": Он не был похож на безбашенного

«Собеседник» пообщался с родственниками и знакомыми предполагаемых участников жестокой казни сирийца, попавшей на видео

Фото: Слева направо: «Полицейский», «Казак», неопознанный, «Байкер»

«Собеседник» пообщался с родственниками и знакомыми предполагаемых участников жестокой казни сирийца, попавшей на видео.

На прошлой неделе по интернету разлетелся ужасающий ролик с участием военных, говорящих на русском языке. Даже Дмитрий Песков признал: видео шокирующее.

Несколько солдат издеваются над захваченным арабом. Пленного не просто умерщвляют, но избивают кувалдой, отрезают голову и руки. После этого труп с надписью «За ВДВ и разведку» на животе подвешивают за ноги и поджигают. За кадром – смех и шутки про шашлык.

Судя по ландшафту, действие происходит в Сирии. Два года назад, когда фрагменты этой записи впервые появились в интернете, возникло предположение, что мучители относятся к ЧВК Вагнера.

«Полицейский»

Теперь этому появились подтверждения – один из солдат хорошо различим на видео, трое других открыли лица на фото.

Первого помогает идентифицировать программа FindClone. Она используется для того, чтобы по одному изображению найти фотографии конкретного человека в «ВКонтакте» – на его собственной странице или странице других людей. Воспользовались ею и мы.

«Новой газете» первой удалось выяснить, что человека зовут Станислав («Собеседнику» известна фамилия, но публиковать ее мы пока не будем). Будущий солдат родился на Ставрополье и прошел срочную службу в войсках ВВС. На сегодняшний день ему не исполнилось и 30 лет. В 2014 году он уже работал в ставропольской полиции – это подтверждают групповые фотосессии с коллегами в форме.

На сайте «Миротворец», где собрана информация о бойцах ЧВК Вагнера, есть военный, данные которого полностью совпадают с данными человека, найденного через интернет-программу. Узнается он и на приложенном фото.

Мы связались с одним из земляков Станислава по ставропольскому селу – Денисом. Он сообщил, что не видел Станислава дома уже три года (по данным сайта «Миротворец», он попал на службу в ЧВК как раз в 2016-м). О подробностях сирийской истории Денис не знал и отреагировал эмоционально: «Сука, это и правда он на видео?! Очень похож парень».

Односельчанин указал, что Станислав раньше «не был похож на безбашенного», но полностью ручаться за него он не стал.

Можно судить, что с самим Станиславом сейчас все в порядке. Автомобиль, зарегистрированный на его имя, ездит по южным регионам России, периодически нарушая правила. Последний штраф за превышение скорости был получен в начале октября. Судя по данным базы ГИБДД, чаще всего он появляется в Воронежской области.

«Казак»

Другой из вероятных участников казни (человек в тельняшке), как установила «Фонтанка»,  сейчас работает с детьми в брянском Дворце детского и юношеского творчества имени Ю. А. Гагарина.

Жителю Брянска по имени Руслан 39 лет, у него есть семья и дети. В 19-летнем возрасте Руслан служил в Чечне. Издание сообщает, что в 2017 году Руслан вылетал чартерным рейсом из Ростова в Дамаск, а его друзья в свою очередь подтверждают, что он был в однократной командировке в Сирии. В интернете можно найти фотографии Руслана в казачьей форме – он присутствует на праздничных мероприятиях с участием детей.

«Байкер»

За кадром слышно несколько позывных. Одного из солдат сподручники называют Волком.

Молдавские журналисты предполагают, что этот след ведет к Владиславу Апостолу – члену группы Вагнера, который погиб при обстреле у Дейр-эз-Зора. В соцсетях, где выкладывал фото на мотоцикле, он скрывал свое настоящее имя, подписываясь ником Волк. На видео и фото можно заметить белокурого, как Владислав, человека в белых очках.

Нам удалось связаться с братом Апостола – Анатолием. Тот не опознал брата и не поверил, что он мог участвовать в подобном беспределе: «Не-е-е. Там его нет, это точно. Да и не в его характере».

«Эти бандиты купаются в ваннах крови»

Глава Общероссийского офицерского собрания Евгений Шабаев прокомментировал шокирующее видео.

Евгений Шабаев

Насколько это видео отражает деятельность частных военных компаний в Сирии?

– На самом деле даже слабо отражает суть того, что там происходит. Там всё еще жестче. Естественно, в ходе боестолкновений бывает всякое. Но военные – будь то государственные или частные – руководствуются уставом и законами. Даже убивая людей, они имеют рамки. В данном случае под так называемыми частными военными компаниями по факту прячутся просто созданные бандформирования. У них нет никаких рамок, а есть полная вседозволенность, которую они применяют, как захотят.

Это видео 2017 года, в последнее время настолько диких сюжетов не появлялось...

– Просто примерно в том же 2017 году, когда и было снято это видео, появился запрет на использование в ЧВК смартфонов с видеокамерами. Из-за того, что так называемые бойцы начали хвалиться, публиковать видео. Там были ролики, как они сцеживают кровь с убитых, залезают в ванны, обливают друг друга, смеются и гогочут, отрезают руки, ноги и прочее. Таких роликов довольно-таки немало. Но самое главное даже не то, что такие ужасные вещи происходят, а что нет никакой ответственности за это. Даже если этих людей установят и найдут, в нашей стране они ответственности не понесут никаким образом, потому что государство говорит, что их там нет, соответственно они не были на территории Сирии. Никаким документальным способом это доказать невозможно, да и не будет никто доказывать.

У нас есть случай, когда ничего невозможно доказать даже со справкой от консула о смерти человека от боевых ран. Поэтому в данном случае по международным законам римского статута необходимо заводить уголовные дела за военные преступления. Около года мы пытались это сделать, есть наши обращения в администрацию президента, в следственные органы – ничего не было предпринято. В международной плоскости мы год назад тоже делали обращения. Процедуры идут, но очень вяло – видимо, нет политической воли, нет понимания, что это может коснуться и европейцев, и США. Но это понимание придет, потому что число заказов этой компании резко растет. Уже сейчас доказано их присутствие и в Африке, и в Азии, и в Латинской Америке. Бизнес развивается семимильными шагами, и завтра он может зайти в Восточную Европу, Западную Европу и Северную Америку.

По видео можно установить, кто на нем?

– Здесь выбор невелик. Привязка может быть только к двум структурам: организация, которую в прессе называют ЧВК Вагнера, а также так называемые командированные, которые с такой же миссией путешествуют по миру и выполняют определенные задачи, не находясь на службе.

Вы разобрались в причине жестокости: они куражились, казнили, снимали видео в назидание?

– Это обыденность. Для них это своего рода развлечение. Анонимные представители ЧВК уже дали комментарии, что это какая-то месть. Но ни один нормальный военный никогда так не будет поступать даже с врагом. Он просто, условно, застрелит, и все.

Сколько таких «бойцов ЧВК» сейчас по миру?

– Десятки тысяч. Сейчас еще якобы направляют в горячие точки наших военных полицейских. Военную полицию создали в 2015 году, в ней числятся 6,5 тысяч сотрудников на 89 субъектов – порядка 100 человек в каждом регионе. Но все они сейчас в своих городах, на местах. Кто же тогда выполняет роль военных полицейских? Это нелегальные военные, которые занимаются военным бизнесом. Им дают задачи, и они их выполняют, находясь под липовыми документами. У нас просто нет военного мандата направлять туда военную полицию. То есть мы полностью нивелировали право.

На прошлой неделе появилась информация, что наши ЧВК вытеснили уже и международные компании, а по заработкам их превзошли.

– Так и есть. И дальше будет. По одной простой причине. Сухогруз «Лада», который доставил оружие в ЮАР, и сухогруз «Урал», который обнаружили в Тунисе с оружием... никакого разбирательства не произошло. Мы создаем вооружения, гордимся, а эти ресурсы используются конкретными частными структурами, олигархами, которые не платят налогов. Естественно, себестоимость у них ниже плинтуса, а заказчикам это выгодно.

Сколько получают такие бойцы?

– Если говорить о Венесуэле или охране золотых и алмазных приисков – там, чтобы они не воровали, им платят больше. В Мозамбике на рубиновой добыче – тоже. А в Сирии, Ливии – 130–150 тысяч рублей в месяц у самого рядового состава.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №45-2019 под заголовком «Мучители – кто они?».

 

Теги: #Сирия

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика