"Не нравится присоединение Крыма – сдохни". История Владимира Балуха
Крымчанин, пострадавший за украинский флаг над своим домом, держал голодовку в СИЗО параллельно с Олегом Сенцовым
Владимир Балух держал голодовку в следственном изоляторе параллельно с Олегом Сенцовым. Но его история так и осталась по большому счету незамеченной широкой общественностью.
Что посеял
За свои 47 лет Владимир Балух успел пожить в Крыму при СССР, Украине и России. Декорации менялись, а жизнь в Серебрянке Раздольненского района на севере Крыма – не очень. Семья Балуха занималась сельским хозяйством – сначала в колхозе, потом в личном фермерском хозяйстве. Небогато, но жить было можно. Вплоть до эпохи Януковича, которую Балух открыто характеризует как «криминальное государство».
– Близкие к власти люди отжимали бизнес даже в нашем небогатом районе, – жаловался Балух.
В 2013 году, когда на Украине начался Майдан и первоначально он воспринимался как народный протест против коррумпированной власти, Балух вывесил украинский флаг над своим домом. Говорит, как символ надежды на лучшее будущее. А дальше события развивались очень быстро.
– В 2014 году, когда Крым стал российским, Балух флаг не снял, – рассказывает адвокат Ольга Динзе.
Строптивый фермер, который шел против общего воодушевления, раздражал односельчан, сельского главу, с которым конкурировал еще на местных выборах, и особенно – правоохранителей.
– Сотрудники в неофициальной беседе с нами говорили, что у них есть негласное указание пресекать деятельность тех, кто ведет агитацию против России и демонстративно использует атрибутику Украины. С Балухом неоднократно проводили профилактические беседы, просили снять флаг и вообще «не обострять» или лучше даже уехать «в свою любимую Украину», но он считал, что может жить там, где родился, вырос и прожил всю жизнь, а над своим домом вешать что угодно, – объясняет адвокат.
Повесь Балух флаг любого из 251 государства мира, включая флаги даже США и Великобритании, наверняка это восприняли бы как чудачество, не более. Но желто-голубое полотно, как считают сам Балух и его адвокат, перевернуло всю его жизнь, превратив фермера в рецидивиста-уголовника.
Один против всех
С 2014 года на Балуха, который не стал получать российское гражданство и оставил украинский паспорт, стали вешать всех собак. Он стал героем почти всех криминальных сводок. У соседа украли запчасти для трактора? Полицейские идут с обыском к Балуху. Угнали авто? Допрашивают Балуха. Ничего не нашли, но время «подозреваемого» потратили и нервы потрепали.
Со временем и фермера стали раздражать придирки.
– Что пришли – опять поговорить? Так друг с другом поговорите – вас же двое! – стал огрызаться Балух на сотрудников, которые регулярно появлялись на пороге его дома.
– Однажды его уложили на землю, выкрутили руки, сковали наручниками, прижали голову ногой к земле. И его же потом обвинили по 319-й статье – «Оскорбление представителя власти». Сам Балух и не отпирается, говорит, может, и выругался нецензурно от такого обращения, но на «уголовку» этот состав преступления явно не тянет, – уверена Ольга Динзе.
Тем не менее 10 июня 2016 года Раздольненский суд вынес Балуху первый приговор – 320 часов обязательных работ. Первый, но не последний.
Патроны на чердаке
На принцип Балух ответил своим принципом. Назло вывесил на своем доме еще и табличку памяти героев «Небесной сотни». Вскоре к нему домой пришли с обыском.
– На чердаке дома его бывшей жены, куда ни он сам, ни она уже давно не поднимались, в отсутствие понятых сотрудники ФСБ, согласно материалам дела, обнаружили 5 тротиловых шашек и 70 «военных» патронов, изготовленных промышленным способом, из которых только 19 были признаны годными для стрельбы. Недолго думая, Балуха обвинили в хранении боеприпасов. На вопрос, почему именно его, если дом принадлежит другому человеку, следователи ответили: бывшая жена дала показания, что патроны не ее, а Балух отказался отвечать на вопросы, значит, он и виноват. Вопрос, зачем сугубо мирному человеку старые патроны, которые большей частью даже не пригодны к использованию, остался без ответа. А Балуху дали 3,5 года тюрьмы, но на этом его злоключения не закончились, – пересказывает Ольга Динзе.
Голодовка
Украинский МИД и правозащитники по обе стороны границы сделали свои заявления, «Мемориал» внес Балуха в число политзаключенных. Что политика сыграла в его преследовании основную роль, не отрицают ни сторонники, ни противники Балуха. Фермера внесли в список на обмен между Россией и Украиной, но процесс пока совершенно не движется.
– В марте, перед этапом и сразу после рассмотрения апелляции, Владимир Балух объявил голодовку и держал ее до октября, – рассказывает адвокат. – Месяц он пил только воду, потерял около 30 кг веса, обострились хронические болезни – у него боли в спине, печени, мочекаменная болезнь, воспаление уха, постоянные головные боли, которые не снимаются уже даже обезболивающими таблетками. Нормальной медицинской помощи ему не оказывалось. Администрация СИЗО говорила, что нужных специалистов в изоляторе нет, а в городскую больницу его отказывались везти. У него усталый и изможденный вид. Он все время говорит, что уже очень устал от всего. К нему приходил священник и убедил его перейти на более щадящий режим голодовки: мед, вода, каша, овсяный кисель, постные продукты.
Балуха постоянно переводили из камеры в камеру, такая «вертушка» считается формой наказания, но Балуху она даже помогла: один из сидельцев случайно оказался специалистом по мануальной терапии и делал заключенному массаж, который немного облегчил его состояние.
Новый срок
Уже в изоляторе «неисправимому» Балуху добавили срок. Родственники говорят, что в СИЗО Симферополя не жалуют украинца, особенно администрация. По словам адвоката, в 2016 году Балуха «приняли» в изоляторе – избили при поступлении. «Конченый хохол», «не нравится присоединение Крыма – сдохни», – приводят родные и адвокаты слова в адрес Балуха за решеткой.
– Уже в изоляторе его обвинили в дезорганизации работы исправительного учреждения (ст. 321 УК), – говорит адвокат. – На самом деле был конфликт Балуха и начальника раздольненского ИВС Александра Ткаченко. На видео запечатлено, как Ткаченко толкнул Балуха после словесной перепалки, а Балух отмахнулся левой рукой, даже не попав по своему обидчику. Но и этот инцидент суд мог рассмотреть как «оскорбление представителя власти», а Балуху дали более тяжелую статью и соответственно более серьезный приговор по ней – 2 года вместо 4–6 месяцев.
По словам самого Балуха, начальник ИВС на обходе потребовал от заключенного представиться, а Балух попросил того назваться первым. Конфликт перешел в нецензурную брань и стычку, виновным в которой признали только Балуха и накрутили ему срок еще на 2 года.
– Начиная с 2014 года Балух стоял на своем: уезжать на Украину не собирается, хочет жить в родном Крыму, – дополняет Ольга Динзе. – А буквально в последние 3 месяца он начал говорить, что готов уехать. Хотя понимает, что и по ту сторону границы его особенно никто не ждет.
формально
Ответ УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю:
«В ряде СМИ распространяется информация о том, что в СИЗО-1 якобы подвергается избиениям Владимир Балух. Данная информация не соответствует действительности. В ходе регулярных медицинских осмотров телесных повреждений у Балуха не выявлено, жалоб на состояние здоровья от него не поступало. В ходе беседы с сотрудниками СИЗО-1 Балух информацию об избиениях также отрицает».
(Пресс-служба регионального УФСИН)
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №43-2018 под заголовком «Почти как Сенцов».