"С террористами сидят убийцы, маньяки – как их еще больше изолировать?"
Чего ждать от спецтюрем для террористов в России, Sobesednik.ru спросил у члена Совета правозащитного центра «Мемориал»
В начале ноября депутаты от «Единой России» обещают внести в Госдуму законопроект об отдельном от других заключенных содержании осужденных за терроризм. Можно не сомневаться в принятии поправок, так как президент Владимир Путин их уже поддержал: «Эти дополнительные "университеты", обработка в местах лишения свободы заключенных со стороны радикальных элементов нам совершенно ни к чему», — сказал президент на встрече, посвященной 25-летию избирательной системы России.
Sobesednik.ru спросил у члена Совета правозащитного центра «Мемориал» и руководителя программы «Поддержка заключенных» Сергея Давидиса, чего ждать от «спецтюрем» для осужденных за терроризм в России:
— Если говорить о террористах в обычном понимании, то, возможно, такая инициатива и оправдана. Все-таки люди, готовые на массовые убийства, совершенно иного психологического строя, они иначе мотивированы. Но проблема в том, что таких среди осужденных по статье «Терроризм» в нашей стране не так много. А большинство — это члены организаций, которые зачастую произвольно были объявлены террористическими и во всем мире таковыми не считаются. Сюда же попадают жертвы фальсификаций и люди, чьи статьи или посты в соцсетях были признаны оправдывающими терроризм, хотя такого смысла в свои тексты эти люди не вкладывали. И так далее: широта формулировок статей Уголовного кодекса, отсутствие независимого суда и «палочная» система работы низовых сотрудников правоохранительных органов, которые порой гонятся за раскрываемостью любой ценой — все это приводит к тому, что под одну гребенку попадают совершенно разные люди.
— Попадут ли в эту же категорию осужденные по статье «экстремизм» — за репосты и прочие подобные вещи?
— Нет, вряд ли. Терроризм и экстремизм — это разные категории преступлений, у них разные тяжесть, сроки, общественная опасность, и объединять их было бы совсем странно.
— Будут ли отдельно содержащиеся осужденные по статьях о терроризме находится в более строгих, жестких и изолированных от внешнего мира условиях?
— Они и сейчас содержатся на более суровом режиме. Колонии для пожизненных заключенных предельно изолированы, а условия в них исключительно тяжелые. «Терроризм» — особо тяжкая статья, по ней подразумеваются максимальные сроки заключения и строгий режим. Это значит, что «террористы» не попадают в одни камеры и бараки с «легкими» преступниками типа воришек и уличных хулиганов.
С террористами сидят убийцы, маньяки. Как их можно еще больше изолировать или еще более ужесточить условия? Поэтому пока совершенно непонятно, зачем это предлагают депутаты и чего они хотят этим добиться.