Новости дня

21 сентября, пятница





















20 сентября, четверг
























Главный памятник России будут реставрировать в складчину


// фото: Сергей Ковалев / Global Look Press
// фото: Сергей Ковалев / Global Look Press

Исторический музей объявил сбор средств на реставрацию памятника Минину и Пожарскому. Всего нужно 46 миллионов рублей. Пока что собрали 1 200 тысяч. Сведения о пожертвованиях публикуются на сайте Исторического музея.

Этот знаменитый монумент создавался 200 лет назад на народные деньги, и в феврале 1818-го он был открыт на Красной площади Александром I. Вначале он стоял около Торговых рядов, где теперь ГУМ, а в 1931-м из-за строительства Мавзолея монумент передвинули к Покровскому собору (он же Храм Василия Блаженного). Тогда-то памятник и был поврежден. В конце 2016 года монумент передали в ведение Исторического музея и тогда же специалисты вынесли вердикт: Минин и Пожарский в бедственном положении, и их надо серьезно реставрировать. Ну раз надо, так надо. Но почему деньги на это собирают с миру по нитке?

Константин Могилевский, исполнительный директор фонда «История Отечества», который и занимается сбором этих средств, объясняет это преемственностью традиций — на создание памятника жертвовал народ, и это, в общем, красивая идея, что и на реставрацию соберет народ — «люди будут гордиться личным вкладом в спасение монумента». Хотя, по словам Могилевского, Минкульт обещал, что за ним «не заржавеет» — что даст, если что, недостающую сумму.

— До революции деньги на памятники собирали всем народом, потом Лениных государство уже само ставило, а теперь традиция возрождается, — сказал нам Могилевский.

Началось возрождение традиции еще до практичного министра Мединского, в 2011 году, когда возле Белого дома поставили Столыпина, сделанного на народные пожертвования. Ну и на памятник князю Владимиру тоже с народа собирали, помнится. Но это на возведение. А собирать с народа на реставрацию — такой традиции не было.

— Я не знаю, почему объявили сбор пожертвований. В бюджете есть статья расходов не реставрацию памятников, откуда регулярно выделяются деньги при надобности, — удивился Георгий Франгулян, создатель «Стены Скорби» в Москве.

— Я сорок лет в реставрации и такого не помню, — рассказывает нам Елена Антонова, зав. отделением монументальной скульптуры Института реставрации. — Тут странная вещь происходит. У Москвы денег в бюджете на реставрацию хватает, каждый год в Москве по 200–300 реставраций идут. Но Минина и Пожарского передали в федеральное ведение — и тут начались все эти странности с поиском спонсоров. Насколько я знаю, спонсоров искали изначально, но, видимо, не очень получилось, и директор Исторического музея вынужден был бросить такой клич в народ.

Вообще это нонсенс, — считает Антонова. — Непонятно, почему Москва легко находит деньги на гораздо менее важные памятники, а федералы вынуждены собирать деньги на — вдумайтесь! — Минина и Пожарского. И еще одна странность — с суммой. На 46 миллионов подразумевалась реставрация на месте, то есть на Красной площади. Но, во-первых, это сложнейшая работа: там сгнил каркас, оболочка истончилась, надо удалять оставшуюся там со времени отливки формовочную землю и так далее. Если говорить о нормальной реставрации, которой хватит на много лет, то монумент надо демонтировать и делать все в нормальных условиях, а не на улице, где даже «тепляк» не спасет: мы же не в Африке, у нас зима через месяц. Но даже если днем тепло, то ночью от охлаждения все равно конденсат, а это уже неприемлемо.

Это все дилетантство какое-то, средневековье, — сетует специалист. — Надо использовать нормальные технологии: лазерную сварку, сложную работу с патиной. Монумент надо демонтировать и перевозить в приспособленный цех. И реальная сумма — это не 46 миллионов, нужно примерно 70. Это же минимум два года реставрации, демонтаж, перевозки, арендная плата.

Все это трудно, но реализуемо, — уверяет Елена Антонова. — Почему Минкульт и вообще наше государство не может найти денег на такой памятник — вот это мне не понятно. Да, сейчас все бюджеты сокращают. Я все могу понять, и даже то, что реставраторы уже без лампочек сидят, потому что денег нет. Но учитывая значимость памятника, место, где он стоит, и то, что вокруг него происходит вообще вся парадная жизнь государства, — деньги можно было найти.

поделиться:






Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания