"Лишь бы не мешали работать" – просветитель о новом Министерстве науки
Sobesednik.ru поговорил с главой проекта «Курилка Гутенберга» о грядущей реформе министерства науки и образования
Sobesednik.ru поговорил с главой проекта «Курилка Гутенберга» о грядущей реформе министерства науки и образования.
Как писал Sobesednik.ru ранее, в составе нового правительства могут появиться сразу несколько новых министерств. Так, Министерство образования и науки может быть расформировано, а на его месте возникнут Министерство науки и Министерство образования. Впрочем, пока окончательное решение о разделении не принято, и Минобрнауки продолжает работать в штатном режиме. Сейчас сотрудники министерства занимаются подготовкой к проведению ЕГЭ и приемных кампаний в вузах.
- "Ощущение, что государство не заинтересовано в нормальной науке": член-корреспондент РАН Александр Белавин – о том, почему молодые учёные бегут из России и как ЕГЭ отучает людей думать.
Министерство образования и науки появилось в РФ в 2004 году. Оно объединило Министерство образования и Министерство промышленности, науки и технологий.
Не исключено, что теперь вновь образованному Министерству науки будут переданы функции Федерального агентства научных организаций (ФАНО). Созданное в 2013 году ведомство занималось управлением имуществом институтов РАН и средствами, выделяемыми на науку. Надо отметить, что, по данным СМИ, решение о расформировании ФАНО также принято окончательно, но официальных заявлений по этому поводу также пока не последовало.
- "Я не ждал положительной реакции": Автор обращения к Владимиру Путину из РАН рассказал, чего хотел добиться, поставив подпись под петицией против создания ФАНО
Sobesednik.ru обсудил возможные изменения в системе управления российской наукой с руководителем мультиформатного просветительского проекта «Курилка Гутенберга» Романом Переборщиковым:
— Как вы отреагировали на новости о возможном разделении Минобрнауки?
— С одной стороны, звучит здорово: теперь у отрасли фактически есть целое курирующее министерство. С другой стороны, если оно будет работать так же плохо, как предыдущая структура или как коллеги из министерства культуры, то, возможно, мы еще вспомним те времена, когда просвещением мог заниматься каждый, не имея на это лицензии.
Просветительская деятельность — это прослойка между аудиторией и учеными, между обществом и наукой. Мы тесно работаем с научным сообществом, так как наша задача — донести слова ученых до обычных людей в доступном виде без искажения смысла. Чем эффективнее построена структура взаимодействия между учеными и просветителями, просветителями и обществом, тем, конечно, лучше.
Сейчас просветительской деятельностью может заниматься абсолютно каждый. Не надо получать никаких лицензий на осуществление этой деятельности, не надо получать разрешения у чиновников на проведение фестивалей науки и лекций. Кто угодно может делать научно-популярный контент. Важно, чтобы так оставалось и дальше.
Тенденции последних шести лет говорят о том, что государство стремится установить контроль во всех сферах жизни общества. Возможно, они заметили что просвещение стало представлять собой целую самостоятельную отрасль, которая никем и ничем не регулируется.
— Полагаете, новое министерство будет ставить палки в колеса?
— Мне бы хотелось верить, что министерство будет заниматься помощью в развитии просветительского сообщества, а не созданием регулирующих законов. Моя точка зрения заключается в том, что только отсутствие регулирования делает эту отрасль динамичной. С увеличением требований к организаторам мероприятий, лекторам, продюсерам и авторам мультимедийного контента развитие сменится сначала застоем, а потом упадком.
— Как вы думаете, что изменится в системе финансирования науки после разделения министерства?
— Не знаю, поможет ли реформа лучше финансировать науку. Лишь могу строить предположения, что это [разделение Минобрнауки] продиктовано требованием к повышению эффективности работы институтов, лабораторий и так далее.
— А просветительская деятельность может рассчитывать, например, на финансирование?
— Финансирование просветительской деятельности, конечно, важно. В идеальном обществе, как я себе представляю, государство спонсирует просветительскую деятельность, создает условия для распространения этого вида информации. На данный момент эта сфера развивается во многом самостоятельно бизнесом и энтузиастами. Я бы предложил министерству не изобретать велосипед с нуля, а поддерживать низовые инициативы через софинансирование деятельности и создание эффективных каналов коммуникации с обществом.
Для просветителя самое главное — донести информацию до как можно более широкой аудитории, и наличие, например научных передач на телевидении, радио, создание специализированных телеканалов и радиостанций, имеющих широкие зоны покрытия, способно значительно повысить осведомленность общества о последних достижениях науки и техники, важности развития науки, повысить престиж работы ученого в нашей стране, создать условия для успешного развития отечественной науки.
Было бы хорошо, если бы чиновники прислушивались к профессиональному сообществу, а не начали наводить свои порядки, действуя лишь по отдаленным представлениям о том, как «правильно». Как говорится, лишь бы не мешали работать, — заключает Роман Переборщиков.