10 тысяч за первенца и законы, "разрушающие семьи": что в России с демографией
Директор Института демографии ВШЭ — о том, почему доплата за рождение первенца не скажется на рождаемости в России
Директор Института демографии ВШЭ — о том, почему доплата за рождение первенца не скажется на рождаемости в России.
Ранее Sobesednik.ru писал, что 28 ноября президент РФ Владимир Путин анонсировал введение в России ежемесячных выплат на рождение первенца. По словам российского лидера, такие пособия будут увеличиваться с каждым годом. Так, в 2018 году семьи с первенцами ежемесячно смогут получать 10 523 рубля, в 2019 году — 10 836 рублей, а в 2020 году — 11 143 рубля.
По словам доктора экономических наук, директора Института демографии НИУ ВШЭ, главного редактора газеты «Демоскоп Weekly» Анатолия Вишневского, такая экономическая позиция в отношении семей с детьми, разумеется, может существенно улучшить их материальное положение, но едва ли сильно повлияет на демографическую ситуацию в стране:
— Если введут — хорошо. Семьи получат какую-то помощь. Но никаких особых изменений в демографическую ситуацию это, скорее всего, не внесет. Поскольку она определеяется не тем, сколько в среднем рожает одна женщина (здесь ничего особо изменить нельзя), а тем, что сокращается само число женщин, способных к деторождению. Оно начало падать по понятной причине: сейчас в нужный возраст входят женщины, которые родились в 90-е, а тогда была низкая рождаемость. С этим ничего нельзя сделать, количество способных родить продолжит сильно уменьшаться. Увеличить число рождений в этих условиях существенно невозможно.
Эксперт пояснил, что проблема заключается не в экономической составляющей, поскольку даже в более развитых и богатых, чем Россия, государствах, вопрос сокращения рождаемости стоит не менее остро:
— Почему женщины мало рожают? Да они везде мало рожают, это проблема не только России. Есть и намного более богатые страны, где уровень жизни выше, но рожают там немногим больше. Вот, например, в Германии рождаемость даже ниже, чем в России. Поэтому за счет таких экономических мер тут изменить ничего нельзя. Демографическая проблема — это мировая проблема. Во всех развитых страных рождаемость низкая. При этом страны, где рождаемость еще ниже, даже богаче России. Значит, дело здесь не в деньгах.
Также, выступая накануне на заседании Координационного совета по реализации национальной стратегии действий в интересах детей, Путин призвал «принять комплекс мер, которые позволят стабилизировать, не допустить снижения численности населения России в предстоящее десятилетие». Там же у президента возникла дискуссия с сенатором Еленой Мизулиной, которая заявила, что нынешний Семейный кодекс якобы направлен на уничтожение семьи и требует серьезных изменений.
Уточняется, что Владимир Путин не согласился с Мизулиной и подчеркнул, что государство должно как можно меньше вмешиваться в семейную жизнь граждан.
В этом вопросе демограф Анатолий Вишневский оказался полностью солидарен с президентом Путиным:
— В данном случае я на стороне Путина. Мизулина ничего не понимает. Точнее, у нее взгляды из каких-то очень далеких веков.
Конечно, государство не должно вмешиваться в частную жизнь. Это не значит, что оно не должно помогать семье, — продолжает Вишневский. — В социальном государстве необходимую поддержку власти должны оказывать, если семья оказалась в сложном материальном положении, например если мы говорим об инвалидах, или если женщина родила и у нее ухудшилось материальное положение. Почти во всех странах такие пособия есть. Но Мизулина даже не просто вмешивается в семейную жизнь, она лезет в постель к людям. Я думаю, ее давно надо было попросить замолчать.
Специалист подчеркнул, что пока реально существующая государственная политика совпадает со словами президента о невмешательстве властей в семейную жизнь, однако предостерег и о том, что все может очень быстро измениться:
— Сейчас грядет кампания (правда, государство пока ее не поддерживает) по запрету абортов — это уже из области вмешательства, которое совершенно неуместно. То есть государство пока не вмешивается. Путин упоминал, что в советское время частную жизнь разбирали на партсобраниях — такого сейчас нет. Но и не должно быть. Мне кажется, в нашем Семейном кодексе пока нечего менять.