Пора валить? Почему массовый снос памятников Ленину противоречит сути Украинской революции

«Собеседник» решил разобраться, все ли монументы Ильича достойны своего постамента

Фото: Владимир Ленин //

«Собеседник» решил разобраться, все ли монументы Ильича достойны своего постамента.

Лучше меньше, да больше

Памятник Ленину в Харькове, свергнутый в ночь на 28 сентября, большой художественной ценности не представлял. Единственной его особенностью была высота, в самом деле выдающаяся – 20 метров. Ваяли его часто работавшие в тандеме скульпторы Алексей Олейник и Макар Вронский, известные не столько своими многочисленными Лениными (лучший из которых стоит в Павлограде), сколько памятником Тарасу Шевченко в Донецке (Сталинская премия 1951 года). Любопытно, что Тарас у них стоит в характерной ленинской позе, выставив ногу вперед и держась за борт (пиджака? сюртука?).

В России больше 7000 памятников Ленину (бюсты тоже считаются). Почти все они типовые, с рукой, вытянутой вперед либо опять-таки ухватившейся за пиджак (как, например, в «Артеке»). Пресловутую художественную ценность представляют единицы – вроде грандиозного (30 метров постамента да 27 – собственно скульптуры) памятника на Волго-Донском канале. Вучетич его изваял вместо своего же гигантского Сталина. Ничего особенного в памятнике нет, ценен масштаб. Это самый большой в истории памятник реальному человеку.

Первый в мире ленинский монумент, сооруженный в Ногинске рабочим-скульптором Федором Кузнецовым, примечателен не только первенством, но и тем, что Кузнецов опрашивал людей, знавших Ленина, и там по крайней мере запечатлен характерный жест (поднятый во время речи кулак).

[:image:]

Некоторый интерес представляет памятник в Улан-Удэ. Поистине, кто видел – не забудет: огромная круглая голова пять на пять метров плюс семиметровый постамент (туристам непременно рассказывают анекдот о том, как памятник везли во Владивосток и голова отвалилась). Скульпторы, отец и сын Нероды, получили за Ленина Госпремию плюс медали в Париже и Монреале. До этого в Улан-Удэ стояли на главной площади аж два Ленина, но к столетию вождя их заменили одной черной головой.

А Ленин такой юморной

Легенды о смешных и гротескных памятниках Ильичу есть почти в каждом городе, где есть свой Ленин (а есть он во всех). Уроженцы Липецка утверждают, что их Ленин, стоящий в Верхнем парке и держащий кепку на уровне бедра, в профиль являет собою «писающего мальчика». Уроженцы Ялты всегда изумлялись, почему их Ленин, стоящий на берегу теплого моря в южном городе, одет в теплое пальто, а мурманский Ленин «дрожит» в легком плаще. В Петрозаводске Ленин стоял с ушанкой вместо кепки, в Даугавпилсе – просто в ушанке.

А вот легенда о челябинском Ленине с двумя кепками – одна на голове, другая в руке – тиражировалась многими, в том числе Довлатовым, но истине не соответствует.

Про многие памятники сложены анекдоты: скажем, владивостокский Ленин, одну руку простирающий к океану, а другой указывающий прямо вниз, на родную землю, имеет у моряков название «там заработаешь, здесь пропьешь». А памятник на Московском проспекте в Санкт-Петербурге давным-давно получил в народе название «мечта импотента»: с определенного ракурса сжатый на уровне бедер кулак напоминает... понятно что, а если двигаться мимо памятника в определенном направлении, ракурс меняется и в динамике это выглядит совсем уж неприлично. Впрочем, иногда этот памятник тоже называют «писающим Лениным», особенно актуальным прозвище стало после установки фонтанов на площади.

[:image:]

Весь этот милый юмор свидетельствует о том, что ленинские монументы давно воспринимаются беззлобно и внеидеологически – как памятники советскому абсурду. Даже акты вандализма часто носят не уничтожительный, а издевательский характер: Лениных то красят в горошек, то надевают на них парики... В 2009 году вандалы взорвали памятник Ленину у Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге, но взорвали частично: сам монумент устоял, зато на месте пятой точки зияла метровая дыра с видом на Неву. Можно спорить насчет качества юмора хулиганов, но ясно одно: ими двигало желание не отомстить, а поржать. Это не акт ненависти к человеку и событиям, с ним связанным, а дурацкая шутка: задница – смешно, Ленин – вообще смешно, взорвать задницу Ленину – обхохочешься.

А в 2012 году в Бухаресте скульптор Костин Ионицэ по-своему отреставрировал обез-главленный монумент вождя: вместо головы он изваял несколько змеиных шей, увенчанных бутонами. Обновленный памятник был установлен на прежнем месте перед Домом печати. Как объяснил сам автор, он хотел этим показать равнодушие жителей к политике. Жители, впрочем, оказались равнодушны к политике настолько, что никакого восхищения не высказали. Зато туристы с восторгом фотографируют вождя-гидру.

[:image:]

Без вождя в голове

Изображения вождя до такой степени лишились идейного наполнения, что свержение памятников на Украине (начиная с зимы в разных регионах снесены уже десятки) воспринимается как акт борьбы за свободу, а ведь это не так. О том, что с украинской революцией не все в порядке и результат ее скорей всего опять обманет ожидания Майдана, можно было догадаться уже 9 декабря, когда свергли гранитного меркуровского Ленина, стоявшего напротив Бессарабки. Этот памятник был единственным, который включили в реестр художественно ценных и охраняемых государством (потом по решению правительства Тимошенко исключили, поскольку Ленин был причастен к «массовым репрессиям», – это решение кабинет принял в 2009 году). На постаменте – совершенно справедливая цитата: «При едином действии пролетариев великорусских и украинских свободная Украина возможна, без такого единения о ней не может быть и речи». Доказательства этого тезиса наблюдаем мы все. Ленин – человек, у которого получилось, единственный революционер ХХ века, сумевший взорвать империю и удержать власть. Равных ему по масштабу в истории не просматривается.

[:image:]

Разрушать памятник Ленину, как это было сделано 28 сентября в Харькове, значит посягать вовсе не на русский великодержавный шовинизм, поскольку сам Ленин и до, и после революции с этим шовинизмом отчаянно боролся. Он высоко отзывался об украинском просветителе Михаиле Драгоманове, неоднократно ругал национальную политику царской России, настаивал на праве наций на самоопределение. Ленин отпустил Польшу и Финляндию, и только советская власть подарила Украине книгоиздание на родном языке.

Ленин – символ успешной революции, а не имперского гнета, и разрушение памятников ему показывает, что на Украине происходит совсем не революция. Им бы Ленина не разрушать, а поднять на знамя – или уж, во всяком случае, перечитать. Он ведь, помимо советов расстреливать попов, написал довольно много дельного – в том числе о революционной тактике во враждебном окружении.

 

 

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика