Пора валить? Почему массовый снос памятников Ленину противоречит сути Украинской революции
«Собеседник» решил разобраться, все ли монументы Ильича достойны своего постамента
«Собеседник» решил разобраться, все ли монументы Ильича достойны своего постамента.
Лучше меньше, да больше
Памятник Ленину в Харькове, свергнутый в ночь на 28 сентября, большой художественной ценности не представлял. Единственной его особенностью была высота, в самом деле выдающаяся – 20 метров. Ваяли его часто работавшие в тандеме скульпторы Алексей Олейник и Макар Вронский, известные не столько своими многочисленными Лениными (лучший из которых стоит в Павлограде), сколько памятником Тарасу Шевченко в Донецке (Сталинская премия 1951 года). Любопытно, что Тарас у них стоит в характерной ленинской позе, выставив ногу вперед и держась за борт (пиджака? сюртука?).
В России больше 7000 памятников Ленину (бюсты тоже считаются). Почти все они типовые, с рукой, вытянутой вперед либо опять-таки ухватившейся за пиджак (как, например, в «Артеке»). Пресловутую художественную ценность представляют единицы – вроде грандиозного (30 метров постамента да 27 – собственно скульптуры) памятника на Волго-Донском канале. Вучетич его изваял вместо своего же гигантского Сталина. Ничего особенного в памятнике нет, ценен масштаб. Это самый большой в истории памятник реальному человеку.
Первый в мире ленинский монумент, сооруженный в Ногинске рабочим-скульптором Федором Кузнецовым, примечателен не только первенством, но и тем, что Кузнецов опрашивал людей, знавших Ленина, и там по крайней мере запечатлен характерный жест (поднятый во время речи кулак).
[:image:]
Некоторый интерес представляет памятник в Улан-Удэ. Поистине, кто видел – не забудет: огромная круглая голова пять на пять метров плюс семиметровый постамент (туристам непременно рассказывают анекдот о том, как памятник везли во Владивосток и голова отвалилась). Скульпторы, отец и сын Нероды, получили за Ленина Госпремию плюс медали в Париже и Монреале. До этого в Улан-Удэ стояли на главной площади аж два Ленина, но к столетию вождя их заменили одной черной головой.
А Ленин такой юморной
Легенды о смешных и гротескных памятниках Ильичу есть почти в каждом городе, где есть свой Ленин (а есть он во всех). Уроженцы Липецка утверждают, что их Ленин, стоящий в Верхнем парке и держащий кепку на уровне бедра, в профиль являет собою «писающего мальчика». Уроженцы Ялты всегда изумлялись, почему их Ленин, стоящий на берегу теплого моря в южном городе, одет в теплое пальто, а мурманский Ленин «дрожит» в легком плаще. В Петрозаводске Ленин стоял с ушанкой вместо кепки, в Даугавпилсе – просто в ушанке.
А вот легенда о челябинском Ленине с двумя кепками – одна на голове, другая в руке – тиражировалась многими, в том числе Довлатовым, но истине не соответствует.
Про многие памятники сложены анекдоты: скажем, владивостокский Ленин, одну руку простирающий к океану, а другой указывающий прямо вниз, на родную землю, имеет у моряков название «там заработаешь, здесь пропьешь». А памятник на Московском проспекте в Санкт-Петербурге давным-давно получил в народе название «мечта импотента»: с определенного ракурса сжатый на уровне бедер кулак напоминает... понятно что, а если двигаться мимо памятника в определенном направлении, ракурс меняется и в динамике это выглядит совсем уж неприлично. Впрочем, иногда этот памятник тоже называют «писающим Лениным», особенно актуальным прозвище стало после установки фонтанов на площади.
[:image:]
Весь этот милый юмор свидетельствует о том, что ленинские монументы давно воспринимаются беззлобно и внеидеологически – как памятники советскому абсурду. Даже акты вандализма часто носят не уничтожительный, а издевательский характер: Лениных то красят в горошек, то надевают на них парики... В 2009 году вандалы взорвали памятник Ленину у Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге, но взорвали частично: сам монумент устоял, зато на месте пятой точки зияла метровая дыра с видом на Неву. Можно спорить насчет качества юмора хулиганов, но ясно одно: ими двигало желание не отомстить, а поржать. Это не акт ненависти к человеку и событиям, с ним связанным, а дурацкая шутка: задница – смешно, Ленин – вообще смешно, взорвать задницу Ленину – обхохочешься.
А в 2012 году в Бухаресте скульптор Костин Ионицэ по-своему отреставрировал обез-главленный монумент вождя: вместо головы он изваял несколько змеиных шей, увенчанных бутонами. Обновленный памятник был установлен на прежнем месте перед Домом печати. Как объяснил сам автор, он хотел этим показать равнодушие жителей к политике. Жители, впрочем, оказались равнодушны к политике настолько, что никакого восхищения не высказали. Зато туристы с восторгом фотографируют вождя-гидру.
[:image:]
Без вождя в голове
Изображения вождя до такой степени лишились идейного наполнения, что свержение памятников на Украине (начиная с зимы в разных регионах снесены уже десятки) воспринимается как акт борьбы за свободу, а ведь это не так. О том, что с украинской революцией не все в порядке и результат ее скорей всего опять обманет ожидания Майдана, можно было догадаться уже 9 декабря, когда свергли гранитного меркуровского Ленина, стоявшего напротив Бессарабки. Этот памятник был единственным, который включили в реестр художественно ценных и охраняемых государством (потом по решению правительства Тимошенко исключили, поскольку Ленин был причастен к «массовым репрессиям», – это решение кабинет принял в 2009 году). На постаменте – совершенно справедливая цитата: «При едином действии пролетариев великорусских и украинских свободная Украина возможна, без такого единения о ней не может быть и речи». Доказательства этого тезиса наблюдаем мы все. Ленин – человек, у которого получилось, единственный революционер ХХ века, сумевший взорвать империю и удержать власть. Равных ему по масштабу в истории не просматривается.
[:image:]
Разрушать памятник Ленину, как это было сделано 28 сентября в Харькове, значит посягать вовсе не на русский великодержавный шовинизм, поскольку сам Ленин и до, и после революции с этим шовинизмом отчаянно боролся. Он высоко отзывался об украинском просветителе Михаиле Драгоманове, неоднократно ругал национальную политику царской России, настаивал на праве наций на самоопределение. Ленин отпустил Польшу и Финляндию, и только советская власть подарила Украине книгоиздание на родном языке.
Ленин – символ успешной революции, а не имперского гнета, и разрушение памятников ему показывает, что на Украине происходит совсем не революция. Им бы Ленина не разрушать, а поднять на знамя – или уж, во всяком случае, перечитать. Он ведь, помимо советов расстреливать попов, написал довольно много дельного – в том числе о революционной тактике во враждебном окружении.