Новая Земфира: симфония усталости
Обозреватель Sobesednik.ru – о том, что же изменилось в музыке Земфиры с годами. Или трансформация произошла вовсе не с ней?
За схваткой музыкальных критиков вокруг нового альбома Земфиры «Бордерлайн» наблюдать, пожалуй, интереснее, чем слушать сам альбом. И эта схватка – тоже неотъемлемая часть релиза музыканта Земфиры Рамазановой, которая не выпускала альбомов последние восемь лет, да и вообще снизила свою активность до минимума.
Одним новая Земфира показалась неимоверно скучной, не достойной даже полноценной рецензии. Другие тут же вспомнили фильм «Служебный роман»: «Значит, хорошие сапоги, надо брать». Одни считают, что Земфира изменилась до неузнаваемости, потеряла актуальность, перестала точно выцеливать своим музыкально-поэтическим оружием. Другие возражают: Зема не изменилась, изменилось время, посмотрите на себя.
Возможно, действительно, мы выросли, а Земфира нет. Время гореть в аду, сходить с ума и покупать билеты в один конец прошло не вообще, а конкретно для ее поколения. Молодежный минор, составлявший основу почвы поколения 20-30-летних, сменился на бытовую усталость и факинг жизненный опыт 40+. Усталость чувствуется и у Земфиры. Но это усталость профи. Это, если хотите, симфония усталости.
Демоны молятся, нефть качается, мы все умрем – Земфира продолжает войну с миром, усиливает свою тревогу, свой хард-рок, свой минор, тему смерти, наверняка умноженную пандемическим 2020-м годом: «Веду и чувствую себя скверно», «Хочу напиться»… Никаких вам больше девочек с плеером. Но несмотря на обилие в «Бордерлайне» махрово тёмных тем, все эти песни благодаря композиторскому таланту не воспринимаются как какое-то совершеннейшее дно. Это – произведения.
Она, конечно, тоже выросла. Но как-то по-другому. Её работа с музыкой – традиционно прекрасна. На месте Земфиры я бы подумал об инструментальном альбоме. Её подборка 2021 года весьма разнообразна по музыкальным жанрам, по своему размаху – даже не стоит начинать ассоциативный ряд. Другое дело, что музыка в чистом виде от Земфиры вряд ли будет востребована где-то, кроме саундтреков к фильмам.
Название «Бордерлайн», как ни крути, очень точное. Пограничная линия в этом альбоме Земфиры есть. Прелесть в том, что у каждого она будет своя.
Скучно? На фоне культа первых альбомов – да. Но стоит согласиться и с теми, кто уверен: альбом культовой артистки, молчавшей восемь лет, нужно не просто прокрутить, но и утрясти, уложить в своей голове. По меньшей мере певица Земфира этого заслуживает.