Басков верен единственному, а Лобода ставит на экшен: кто круче пиарится в "Голубых огоньках"?
Sobesednik.ru проанализировал новогодние музыкальные телеэфиры «Первого канала» и «России» последних лет
Помнится, граждане СССР судили о расстановке сил в высших эшелонах власти, когда политбюро по праздникам выстраивалось на трибуне мавзолея Ленина: кто ближе к генсеку, тот и в фаворе. Современные россияне ту же методику применяют к поп-музыкантам во время самого рейтингового, а значит, дорогого телеэфира: кто ближе по времени к бою курантов и речи Путина, тот и на коне. На них в итоге мы и вынуждены смотреть, даже если за эти годы они успели нам надоесть не меньше, чем партийные старцы.
Кстати
За последние годы аудитория главных телеканалов страны сильно сократилась. Год назад в новогоднюю ночь «Первый канал» смотрели 6,3 млн человек (8,99% населения России), включая детей от четырех лет, «Россию 1» – 5,2 млн (7,41%). А еще десять лет назад эти цифры доходили до 30%. Причина – развитие интернета и креатив других метровых каналов. Тем не менее «Первый» и «Россия» упорно продолжают кормить нас музыкальным политбюро.
Мы проанализировали музыкальные эфиры последних лет «Первого канала» и «России», учитывая не только сам факт участия поп-деятелей в «Огоньках», но и способность пробраться поближе к полуночи. И вот какая картина получилась.
1. Николай Басков
Не каждый артист имеет возможность мелькать на всех каналах. Басков – из тех, кто зажигает на одном. Он сросся с каналом «Россия» душой и контрактом, на «Первом» не появляется, зато на «России» за новогоднюю ночь мелькает так часто, что без труда возглавил хит-парад пиара и тщеславия. Это без учета того, что Николай еще и неизменный соведущий «Огоньков» и один из главных актеров традиционной новогодней сказки.
2. Филипп Киркоров
Киркоров появляется практически в каждом эфире. Не всегда, правда, в самое топовое время. В прошлый Новый год на «России» его и вовсе обидели: выпустили в эфир после двух часов ночи. Впрочем, даже такие самовлюбленные артисты, как Киркоров, порой предпочитают уйти в тень, пропустив, например, какую-нибудь церемонию. При всем своем желании быть на виду топ-артисты обычно трезво оценивают перспективу надоесть населению до чертиков.
3. Григорий Лепс
Лепс – из тех, кто предпочитает брать вокалом, а не шоу и костюмами, и не самолюбованием. И еще дуэтами с самыми разными исполнителями. За счет дуэтов, популярных в новогодних телешоу, он во многом и выстреливает в новогоднем эфире.
4. Кристина Орбакайте
«Наследница престола», напротив, не рвет залы живьем, но всякий раз органично вписывается в телеящик. С момента, когда Кристина появилась на эстраде как дочка Пугачевой, прошла уже уйма лет, но, кажется, в массовом сознании она от этого статуса так и не избавилась.
5. Полина Гагарина
Гагарина – из тех, кого в телеполитбюро записывать как-то неловко. Трудится, записывает хиты, не может похвастаться родственными связями в шоубизнесе или близостью к большим деньгам, которые позволили пробиться. За последние пару лет Полину звали почти в каждый новогодний эфир.
6. Александр Панайотов
Самая большая неожиданность нашей горячей десятки. Но факт – в последние два года на двух главных каналах Панайотову удалось мелькнуть в новогоднем эфире шесть раз, пусть даже в составе групп исполнителей. На канале «Россия» у Александра, кажется, остались неплохие связи со времен шоу «Народный артист»: там его ставят в самое горячее время и дают в партнеры известнейших певцов.
7. София Ротару
Главная звезда Украинской ССР в последние годы все чаще посматривает в сторону Москвы и под Новый год то и дело приезжает сюда на съемки. В соперничестве с Аллой Пугачевой, которому, кажется, уже сто лет, она наконец одолела заклятую подругу (в нашем рейтинге Алла Борисовна только 24-я). Но и нескромные вопросы «Сколько можно крутить Ротару?» задаются в творческих кругах Москвы все более беспардонно.
8. Валерий Меладзе
Герой, взорвавший информпространство в разгар съемок новогодних телешоу 2020/21 своим криком души: призвал коллег объявить бойкот и не появляться в «Огоньках» в знак протеста против отмененных концертов. Положение в концертном бизнесе и правда аховое, но угроза Меладзе прозвучала уморительно смешно: нашел чем испугать. Скоро увидим, удержался ли Валерий от сомнительного соблазна выпасть из обоймы и не мозолить глаза.
9. Дима Билан
Билан, как и конкурент Лазарев (13-е место), держится в тусовке прочно и крепко, исправно получает музпремии, даже если в иной сезон никакими песнями никого и не радует. Впрочем, на новогодних «Огоньках» наши старз часто поют кавер-версии песен прошлых лет. Вопрос, кто это будет делать, решается где-то глубоко под ковром.
10. Светлана Лобода
Лобода – трудяга, но со времен своего участия в московском Евровидении от Украины предпочитает, как и Киркоров, сражать скорее крышесносными постановками и иногда легкими хайповыми скандальчиками. С той же, видимо, поры ее любит «Первый канал», который проводил тогда еврошоу, и старается подвинуть выступление украинки поближе к выступлению российского президента.
Кто еще
11. Тамара Гвердцители
12. Вера Брежнева
13. Сергей Лазарев
14. Сосо Павлиашвили
15. Леонид Агутин
16. Стас Михайлов
17. Стас Пьеха
18. Валерий Сюткин
19. Игорь Крутой
20. Елена Ваенга
21. Интарс Бусулис
22. Эмин
23. Жасмин
24. Алла Пугачева
25. Анжелика Варум
26. Ани Лорак
27. Лев Лещенко
28. Юлия Савичева
29. Юлианна Караулова
30. Денис Клявер
Фига в кармане
Пропаганда от Дедушки Мороза
Канал «Россия 1» в последние годы непосредственно накануне боя курантов старается преподнести россиянам музыкально-юмористическое шоу с политическим уклоном. Юрий Стоянов два года подряд выходил с пародией на Дональда Трампа, также телезрители могли насладиться пародиями на Бориса Джонсона, Эммануэля Макрона, Владимира Зеленского. Пародий на Владимира Путина в эфире «России» не было. В уста артистов вкладываются переделанные под новостную повестку тексты песен. Традиционно высмеивается доллар и козни западной пропаганды, очень мягко – российская пенсионная реформа. Среди гостей то и дело мелькает одиозный телеведущий Владимир Соловьев...
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №49-2020 под заголовком «Музыкальное политбюро».