"Цой" не про Цоя: рецензия на новый скандальный фильм Алексея Учителя
Кинокартину, против которой активно выступает сын Виктора Цоя, можно смотреть в российских кинотеатрах с 12 ноября
Кинокартину, против которой активно выступает сын Виктора Цоя, можно смотреть в российских кинотеатрах с 12 ноября.
Фильм «Цой» получит противоречивые и противоположные отзывы. С одной стороны, Алексей Учитель немного заигрался в выдуманные истории, основанные на реальных событиях и персонажах. С другой, это вполне нормальное художественное кино, связанное с потерей близкого человека и с ажиотажем и шоком вокруг гибели суперзвезды.
На хайп образца 1990 года взглянуть из гиперхайпового 2020-го довольно любопытно: например, на то, как стремительная жизнь была организована без гаджетов и без мгновенной передачи информации.
Впрочем, одна из главных героинь – девушка-фотограф, поэтому отдохнуть от привычки всё вокруг фотографировать в полной мере не удастся. А вот от уличных телефонов-автоматов мы, пожалуй, основательно отвыкли.
Впрочем, это всё детали. Про скандалы вокруг фильма сказано уже немало, в том числе в недавнем интервью Алексея Учителя «Собеседнику». Главное, что надо понимать, идя в кинотеатр: это кино – о мёртвом Цое. Действия развиваются в основном в Латвии в первые пару дней после автокатастрофы. В центре сюжета, помимо девушки-фотографа, присутствуют две женщины Цоя и его сын (что, видимо, больше всего и задело Александра Викторовича), продюсер группы «Кино» (прототип – Юрий Айзеншпис, которого уже давно нет в живых, в исполнении Игоря Верника), а главную роль водителя автобуса исполняет флегматичный Евгений Цыганов.
В фильме есть всё – фанаты, драки, пьянство, даже немного мистики. Всё в меру и без перебора. Это абсолютно локальная история с парочкой любовных линий, про которую фанаты Цоя могут сказать: раз здесь придумано всё, кроме собственно аварии в Латвии, снимал бы уже про абстрактную звезду. Но у Алексея Учителя своя история с Цоем: он работал с ним для документального фильма «Рок», и оттуда есть несколько вставок собственно с песнями группы «Кино». Другого Цоя там практически нет, если не считать самые первые кадры, где издалека показана фигура рядом с «Москвичом».
Учитель признаёт: у каждого из нас свой Цой, и чем ближе он к нашему сердцу, тем труднее подпустить в собственное пространство чужой взгляд, чужие ощущения и чужую фантазию на тему. Но если к музыке «Кино» вы относитесь без фанатского придыхания, фильм имеет шанс «зайти» в вашу душу. Здесь, правда, нет масштаба байопиков про Фредди Меркьюри и Элтона Джона. Здесь больше камерности и одновременно меньше атмосферности, которой удалось добиться Кириллу Серебренникову в «Лете». Не виден масштаб действующего музыканта (режиссёр просто не ставил перед собой такой цели).
При известных допущениях можно сказать, что одну из главных, а может, и ключевую роль играет… гроб с телом Цоя. Именно вокруг него происходят все события.
Чувства близких сразу после трагедии – одна из самых тонких и интимных вещей. Особенно если они живы. Возможно, именно поэтому к Алексею Учителю столько вопросов. По признанию режиссёра, не удалось найти общего языка и с последней возлюбленной Виктора Натальей Разлоговой. Но история с «Матильдой» закалила Учителя, и он вполне обоснованно говорит о том, что имеет полное право выпустить свою фантазию на тему.