"Абсурд, нелепость": адвокат Алексея Учителя ответил отцу Цоя про запрет фильма
Константин Добрынин недоумевает, что родственники лидера «Кино», еще не видевшие фильм «Цой», уже недовольны картиной
Константин Добрынин недоумевает, что родственники лидера «Кино», еще не видевшие фильм «Цой», уже недовольны картиной.
Сын и отец Виктора Цоя обратились с письмом к Путину с просьбой «принять надлежащие меры» по отношению к фильму Алексея Учителя «Цой», который готовится выйти в прокат.
«Использование при создании фильма сведений о частной и семейной жизни известных в обществе граждан (музыкантов группы «Кино» и людей из их близкого круга), в том числе, вымышленных сведений, сплетен, скабрезных намеков и т.п., — нарушает интересы этих граждан, их родственников и общества в целом», – говорится в письме, изобилующим словосочетаниями «вольные интерпретации», «пошлое зрелище», «порочащий доброе имя Виктора Цоя».
Своё обращение к Путину авторы объясняют тем, что «судебное решение не повернет время вспять и не устранит той несправедливости, которая возникнет уже сейчас и навсегда останется в общественном сознании». Ранее они обращались в Минкульт с просьбой не выдавать ленте прокатное удостоверение.
– Есть вопрос юридический, а есть вопрос, который можно назвать морально-этическим, – рассказал Sobesednik.ru о своём видении ситуации адвокат режиссёра Константин Добрынин. – Что касается прав на объекты интеллектуальной собственности, то они были надлежащим образом получены от их правообладателей.
Наследники Цоя привлекались к разработке сценария и участвовали в обсуждениях. Более того, сами дали согласие на использование некоторых объектов, – пояснил Добрынин. – Крайне странно читать о претензиях к фильму, когда фильм ещё не вышел и его никто не видел.
Также крайне странно и нелепо подозревать Алексея Учителя в том, что он хотел как-то принизить память Цоя, – уверен адвокат. – Именно Учитель снял в своё время фильм «Рок» о том мощнейшем течении, где все герои, включая Виктора Цоя, были представлены, и представлены позитивно. Именно Учитель снимал фильм «Последний герой» о Викторе Цое.
– Право на использование образа Цоя режиссёру всё-таки нужно было получать? И если да, получил ли он это право?
– Статья 1259 Гражданского кодекса содержит исчерпывающий перечень объектов авторских прав. В ней нет ни слова про образ.
– Когда Серебренников делал фильм про Цоя, Борис Гребенщиков был так же недоволен сценарием, и его из фильма убрали…
– У огромного количества людей свои воспоминания о той или иной эпохе. Невозможно всегда угодить всем. Всё-таки это всегда взгляд художника. Здесь важно найти баланс. Мне кажется, фильм Учителя баланс всё-таки соблюдает. Но это вопрос зрителей.
С точки зрения права мы ничего не нарушили, – настаивает адвокат режиссера. – Однако, исходя из понимания масштаба явления, с родственниками Цоя, конечно, общались.
– Если с ними всё было согласовано, а по закону и этого не требовалось, в чём тогда состоят претензии к Учителю? Отец и сын музыканта увидели эпизоды из фильма, и он им не понравился?
– Фильма они не видели. Может быть, им что-то не понравилось в сценарии, который они читали, когда он был опубликован. В этом же нет ничего секретного, это публичная история.
А абсурд ситуации в том, что фильма ещё нет, но его уже пытаются запретить, потому что он уже как будто кого-то оскорбляет, – обращает внимание Добрынин.
– А не странно ли, что именно у уважаемого Алексея Ефимовича во второй раз за последние годы возникает история с громкими претензиями к содержанию фильма до его выхода? Все мы помним войну за «Матильду»...
– В последнее время в России вообще есть тенденция — всё время что-то пытаться запретить, на что-то обидеться. Раньше этим грешили представители государства, различные псевдообщественные деятели, сейчас начинает прорастать такая квазицензура родственников.
Мы с большим уважением относимся к родственникам, но призываем всё-таки сначала посмотреть кино, а потом в рамках творческой дискуссии всё обсудить. А не пытаться угрожать и писать письма президенту Путину.