"Поезд в Пусан 2": Зомби-апокалипсис случился. Но только в Южной Корее
Sobesednik.ru — о том, почему вторая часть корейского блокбастера о зомби «Поезд в Пусан» греет душу, несмотря на недостатки
Sobesednik.ru — о том, почему вторая часть корейского блокбастера о зомби «Поезд в Пусан» греет душу, несмотря на недостатки.
Сегодня южнокорейское кино что называется must watch — о нем говорят, им интересуются, в нем даже вроде бы разбираются и старательно запоминают имена режиссеров. Виной тому, конечно, Пон Джун Хо со своими «Паразитами», «Золотой пальмовой ветвью» и «Оскарами» — в 2019 и 2020 году Запад и, в частности, Голливуд не просто заметили Южную Корею, но и впервые в истории признали ее кинематографическое превосходство в обход американского продукта. Не слишком ясно, искупляет Запад таким образом вину за стопроцентное игнорирование корейской новой волны в 90-е или же за эскалацию конфликта с падким на все, что связано с ядерными реакциями, северным братом южан, однако тенденция вывода корейских фильмов, как фестивальных и авторских, так и рассчитанных на массового зрителя, из незаслуженного забвения так или иначе благостная.
Вот и первые российские зрители второй части нашумевшего четыре года назад южнокорейского блокбастера (а это больше не оксюморон) «Поезд в Пусан» козыряли своей осведомленностью: «Ой, "Пусан" же корейцы сняли, — отрапортовал сидящий позади меня молодой человек своей подруге, — "Паразиты" же тоже корейские. Должно быть круто». Вот так, теперь слава и пиетет и правда шагают впереди любого фильма, произведенного в южной части Корейского полуострова. Кстати, слово «полуостров» вынесено и в само заглавие картины, видимо, чтобы российский зритель проассоциировал происходящее с кое-каким другим полуостровом и охотнее пошел бы посмотреть, что это там опять учудили зомби-интервенты (это, конечно же, шутка).
На самом же деле «полуостров» здесь — одновременное расширение и сужение локации. Если в первой части «Пусана» сеттинг, тоже, к слову, проговаривавшийся еще в названии, по большому счету ограничивался поездом, что с одной стороны усиливало ощущение опасности от столкновения с зомби в замкнутом пространстве, а с другой — позволяло создателям сэкономить на спецэффектах, то в сиквеле героям дают гораздо больше простора: тут и охваченная неизвестным вирусом (только не триггерите раньше времени) Южная Корея, и недружелюбный к соседям-беженцам Гонконг, и даже перевозящие мародеров пароходы. Решение, пожалуй, не самое лучшее: навредило оно и бюджету (что порой очень заметно в экшн-сценах с бьющим зрителя по лбу гринскрином), и оригинальности первого фильма, где поезд выступал чем-то вроде символа трансгрессии, моментально переносящего героев из знакомого им мира в зомби-апокалипсис.
С точки зрения драматургии у «Поезда в Пусан 2: Полуостров» тоже не все гладко. Тут можно встретить излюбленный прием всех ленивых сценаристов, когда в экспозиции зрителю прямым текстом рассказывают обо всей текущей ситуации во вселенной фильма: в данном случае это сделали ведущая и гость типичного (в представлении режиссера Ён Сан Хо) американского утреннего телешоу. О типичности этих никак не связанных с дальнейшими событиями персонажей мы можем судить по белоснежной улыбке, светлым волосам и абсолютному безразличию, с которым они говорят о массовой гибели тысяч корейских граждан, — правда ведь классические американцы.
Еще одно клише — драматические сцены гибели важных для героя и сюжета персонажей, снятые в одном стиле, крупным планом и в слоу мо и повторяющиеся минимум четыре раза, тогда как вылить весь запас слез зритель успел еще где-то на втором таком моменте. Третье — не смогли сценаристы обойтись и без злополучного deus ex machina, отвесив внушительный поклон Еврипиду и столь же увесистую оплеуху всем синефилам.
Главная же идея фильма — о том, что, какими бы опасными не казались зомби, обезумевшие от горя и желания спастись люди гораздо опаснее, — не выражена на визуальном уровне и не зашита поглубже в ткань повествования, как было в оригинальной ленте, а вложена в уста персонажей так, будто к просмотру фильмов о массовых убийствах допускают трехлеток. Как утешение для самых сентиментальных — гипертрофированному злу всегда противостоят равные ему по силе любовь, самопожертвование и забота о ближних.
Но даже при всех своих недостатках новое творение Ён Сан Хо внимания заслуживает. Во-первых, любой настолько масштабный проект, выходящий не из голливудской студии, уже событие. Во-вторых, даже некоторое калькирование по западному образцу, превращающее вторую часть «Пусана» в микс «Войны миров Z», «Ходячих мертвецов» и «Безумного Макса», не убавляет его атмосферности. В-третьих, у нас тут вообще-то пандемия была, пришедшая пусть не с полуострова, но довольно рядом, а посмотреть на независимый корейский блокбастер на большом экране в только что открывшихся кинотеатрах всегда приятно, даже если вы бережете себя для «Довода».