Антон Долин: "Чики" – событие в этом проклятом году!
Посмотрев сериал «Чики», Антон Долин сказал, что это «восторг и подлинное событие». Мы, конечно, спросили: почему?
В армии любителей сериалов, кажется, пополнение. Причем крупное. Теперь на них подсел и генерал кинокритики, редактор интеллектуального журнала «Искусство кино» Антон Долин. Посмотрев российский сериал «Чики», он сказал, что это «восторг и подлинное событие». Мы, конечно, спросили: почему?
– Антон, вы же никогда прежде не смотрели сериалы и не скрывали своего к ним пренебрежения. А тут вдруг раз – и сразу «Чики», сериал об экс-проститутках.
– Жизнь каждого из нас изменилась в дни пандемии и карантина. В моей жизни значительно уменьшился поток нового кино, которое я смотрел ежедневно. Из-за этого возникло время для того, чтобы посмотреть сериалы. И новые, и какую-то классику.
А поскольку сериал «Чики» все обсуждали, причем в интонациях от восторга до ненависти, я за него и взялся. Тем более что мне интересны новые имена. Это проект от начала до конца режиссера Оганесяна – идея, сценарий, режиссура. Я доволен, что получил весь букет зрительских впечатлений от монтажа, от того, как рассказана история, как выбраны актеры, от тематики и политической подоплеки. И мне кажется, особенно на нынешнем безрыбье на большом экране, «Чики» сегодня действительно стали главным событием отечественного кинематографа в этом проклятом двадцатом году.
– А чем так уж хорош этот сериал?
– Во-первых, свежестью интонации и персонажей. Российский кинематограф очень патриархальный, и женский взгляд – это все еще очень непривычный ракурс взгляда на мир. Точно так же, как и разговор о провинции с точки зрения этой провинции, а не столицы. Это в России тоже редкость до сих пор.
А во-вторых, на редкость гармоничный ансамбль четырех актрис и героинь – очень разных, но находящихся в таком живом правдивом взаимодействии. И соотношение архетипов некой сказки и голливудской истории успеха с актуальной темой женской субъектности и освобождения от патриархальных шаблонов — это всё это очень здорово уравновешено!
– Как раз про женскую субъектность. Сериал уже обвинили в пропаганде ЛГБТ и, что еще удивительней, феминизма.
– Эти безумные общественники и общественницы не обладают ни авторитетом, ни пониманием того, что происходит. Наговорили какой-то ерунды!
– А вам не кажется, что никакой свежести в «Чиках» нет? Это сказка о Золушке – три экс-проститутки с большой дороги нашли своих принцев. Причём это местные принцы, которые всё про них знают, но все равно все благолепно.
– Все ищут любви – и зрители, и героини. Но их «принцы» – и сами Золушки. Один из них – несчастный одинокий мент, другой – откинувшийся зэк, а третий – забитый рабочий с нетитульной национальностью. И в том обществе, в котором они живут, у этих мужчин не сильно больше прав, чем у самих героинь. Ну а что касается вообще Золушек – ну куда деваться, это один из архетипов, которые повторяются во всех странах испокон веков.
– Антон, ну если честно, вы же так восхитились «Чиками» просто потому, что вы неофит в сериалах и ваши ожидания от просмотра, тем более от российского сериала, были сильно занижены?
– Ну так и есть! Я мало их смотрю и ожидание действительно были занижены. Но лучше заниженные ожидания и потом приятно удивиться, чем наоборот.
– А вы будете дальше продолжать смотреть сериалы или снова переключитесь на большое кино?
– Это хороший вопрос, и я честно не знаю. Посмотрим. Если все будет нормально, и будет всё больше и больше фильмов, останется ли время смотреть сериалы? Но в таком же количестве, как на карантине, я их смотреть точно не буду.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №29-2020 под заголовком «Антон Долин: "Чики" – событие в этом проклятом году!».