Утомленные сатирой: Александр Ширвиндт обещал уйти. Но пока репетирует
В Театре сатиры все меняется: Добронравов уволился, Ширвиндт обещает уйти, а кресло худрука может занять Сергей Газаров
В Театре сатиры все меняется. Оттуда уволился ведущий актер Федор Добронравов. Александр Ширвиндт с почти стопроцентной вероятностью уходит из худруков в президенты (театральные), то есть будет занимать пожизненную почетную должность. А новым художественным руководителем Сатиры станет актер и режиссер Сергей Газаров.
Все это пока имеет статус «очень достоверных сведений», поскольку сам Александр Анатольевич до сих пор немножко темнит: «Когда уйду и куда уйду, никто не знает. Но сейчас сижу в театре и репетирую». С другой стороны, недавно вышла его новая книга «Опережая некролог», во вступлении которой Ширвиндт объявил: «На 86-м году жизни после тяжелого и продолжительного раздумья принял решение уйти с поста художественного руководителя Московского академического театра сатиры...»
Да и разговоры на эту тему начались еще до карантина, да и сам Александр Анатольевич еще зимой первым высказался об этом: «Я действительно все время про это рассуждаю, потому что надо жить не только сегодняшним днем, а думать о будущем. Официальное объявление о смене худрука будет очень скоро – не позже августа».
В увольнении Федора Добронравова есть одна конкретная деталь – он написал заявление по собственному желанию и сказал публике, что уходит, потому что «за 16 лет работы в Сатире просто устал». Добронравов больше не будет играть в спектаклях театра, кроме одного-единственного – «Где мы?», где они на сцене вместе с Ширвиндтом.
– Буду играть этот спектакль столько, сколько будет играть Александр Анатольевич, – заверил актер.
И Ширвиндт, и «преемник» Газаров (он известен по работе в «Современнике», «Табакерке», был главным режиссером в театре Джигарханяна), и сам Добронравов уверяют, что главная причина ухода не смена худрука, а большая нагрузка.
– Я с Федором разговаривал еще весной, – поделился с нами Сергей Газаров, – и думаю, тут комплекс причин. У него большая востребованность в кино, а еще он сам начал создавать проекты – продюсировать и снимать. Плюс вечные поездки и гастроли. Это довольно тяжело. Когда бы я ему ни звонил, он был в каком-то другом городе. Заезжал в Москву отыграть спектакль и уезжал. У него настолько серьезно все налажено в кино, что, думаю, его интересы по большей части там. А секретов каких-то отношений я не знаю. Интриги – это вообще не моя стихия.
Пока что Федор Добронравов, как и Александр Ширвиндт, «на каникулах», отдыхает у себя на даче. Но говорит, что собирается заниматься «Сватами», да и театральные планы у него есть.
Переговоры с Сергеем Газаровым о возможной должности худрука Театра сатиры начались еще зимой. И в правительстве Москвы уже есть на этот счет определенность. У Газарова в активе много режиссерских работ. В июле он с одобрения Ширвиндта начинает репетировать спектакль «Балалайкин и Ко».
И вот здесь снова возникает неопределенность. В театре, кроме обожаемого и труппой, и зрителями Александра Ширвиндта, есть, разумеется, директор – Мамед Агаев. Как уверяют нас в театральной среде, директор Театра сатиры относится к вероятному назначению Газарова без восторга. К решению вопроса подключился Кибовский – глава московского депкульта.
Сергей Газаров: Все будет решать Ширвиндт
О закулисных интригах «Собеседник» расспросил Сергея Газарова.
– Сергей Ишханович, какие препятствия есть в вашем назначении новым худруком Сатиры вместо Александра Ширвиндта? Правда ли, что директор театра Агаев не хочет видеть вас в этой должности?
– Вы знаете, Мамеда я видел всего раза два или три в кабинете у Ширвиндта. Мы обсуждали работу над спектаклем, который Александр Анатольевич попросил меня поставить. Я совершенно ничего не могу сказать по поводу интриг – я просто ничего об этом не знаю. Но если говорить вообще, то, понимаете, театр без интриг существовать не может. Быть ли мне худруком, решает Александр Ширвиндт, но никак не Мамед Агаев. На сегодняшний день я планирую поставить в Театре сатиры спектакль, и это все, что мне сейчас конкретно известно.
– Решение о назначении принимает московский департамент культуры?
– Да. Но это должно делаться только с одобрения Александра Анатольевича Ширвиндта. Он руководит театром давно и серьезно погружен в эту работу. И когда или если ему покажется, что он должен найти себе замену, то правильнее будет, чтобы это исходило от него, а не от министерства или мэра, потому что есть такое понятие, как творческая программа театра. Она должна быть сохранена и выдержана. Театр достаточно специфический, и абы кого туда на пост худрука не поставишь, даже если человек талантливый и усердный. Это не просто прийти на завод и сказать: выпускали трубы и будем выпускать трубы дальше. Здесь все гораздо тоньше, поэтому у действующего худрука здесь обязательно должна быть главная роль. Без этого условия любое назначение будет сухой формальностью, выхолощенным действием, мы уже такое очень много раз видели, и ничем хорошим, как мы знаем, это не заканчивается, это меняет сразу и лицо, и дух театра, запускает интриги. Знаете, как говорил мой учитель Олег Павлович Табаков? «Театр – дело веселенькое, и его надо делать по любви».
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №24-2020 под заголовком «Утомленные сатирой».