Эти ироничные и смешные Урганты
Фильму «Белорусский вокзал» 30 апреля исполняется 50 лет. Раю там сыграла Нина Ургант – глава знаменитой династии актеров
Кинокартине «Белорусский вокзал» 30 апреля исполняется 50 лет, и ее обязательно опять покажут по ТВ в День Победы. Медсестру Раю в этом фильме сыграла Нина Ургант – народная артистка, основательница знаменитой актерской династии.
Нина: «Как женщина я не очень толковая…
Думается, не каждый зритель может пересказать сюжет «Белорусского вокзала», но многие запомнили сцену, в которой героиня Нины Ургант исполняет песню «И значит, нам нужна одна победа…».
Удивительно, Нина Николаевна появляется в конце картины и сыграла-то эпизод, а особенно полюбилась зрителям. Она пела так проникновенно, что артисты, участвующие в этой сцене – Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Всеволод Сафонов и Алексей Глазырин, – заплакали по-настоящему. Кстати, никто и не догадывается, что Ургант не умеет играть на гитаре, за нее это делал профессиональный гитарист, но она весьма убедительно изображала игру.
Нина Николаевна не понаслышке знает о тяготах войны. В 1940-м майор НКВД Николай Ургант получил назначение в латвийский город Даугавпилс, где семья встретила 22 июня 1941 года.
Немцы вошли в город уже через несколько дней. Отец и старший брат Нины ушли на фронт, а семья осталась в оккупированном городе. Нина скрывалась во время облав и убегала от полицаев, чтобы не угнали в Германию. Их с сестрой и вторым братом прятала в подвале дворничиха, при этом вся округа знала, что они – дети чекиста, но никто их не выдал.
– Я знаю, что такое, когда кричишь от страха во время бомбежки, – вспоминает Нина Николаевна. – Видела много людского горя, и оно меня всегда трогало. Помню, как по улице гнали на расстрел евреев с нашитыми на одежде желтыми звездами. В том числе детишек. По ним ползали вши, они были замучены. Я видела их глаза... До сих пор, когда слышу немецкую речь, вздрагиваю.
После войны, окончив школу, юная Нина приехала в Ленинград, где подала документы в педагогический и политехнический институты и даже в слесарную школу. Но случайно зашла в театральный институт, куда неожиданно для себя самой поступила. Еще студенткой вышла замуж за однокурсника Льва Милиндера. В 1956-м у них родился сын Андрей. А через полгода после этого события муж увлекся другой. Ургант не смогла простить измену.
– В любви должна быть порядочность, – объясняет свой уход от супруга.
Первой ее ролью в кино стала Олечка Михайлова в фильме «Укротительница тигров». За роль актриса получила 3 тысячи рублей. И первое, что купила… пылесос. Хотя и одежды было немного, и своей мебели в ее комнатке в общежитии не было – только театральный реквизит.
– Как женщина я не очень толковая. По-настоящему не смогла наладить свой быт, думала только о своих ролях, – вздыхает Нина Николаевна.
….но всех своих мужей любила!»
По признанию актрисы, каждого из своих избранников (а она была замужем трижды) любила по-настоящему. Второй ее муж – Геннадий Воропаев – обладал яркой внешностью, аристократическими манерами. Стал известен после роли в фильме «Вертикаль», где сыграл альпиниста Геннадия. Супруги прожили вместе семь лет. Но из-за его увлечения алкоголем Ургант развелась.
Третьим мужем стал балетмейстер Кирилл Ласкари – сводный брат по отцу Андрея Миронова. Он сумел покорить сердце Нины Ургант своим особым чувством юмора, умением развеселить в любую минуту и заставить ее смеяться до слез. А ведь все знают, что Нина Николаевна любит остроумных людей и сама умеет удачно пошутить. Но любовь с Ласкари закончилась. Как рассказывала Ургант, из-за того, что Кирилл очень хотел иметь детей, она же заботилась о собственной карьере, отказываясь рожать. Когда в его жизни появилась другая женщина, подарившая ему ребенка, Кирилл и Нина расстались.
– Он сделал для моего воспитания больше, чем родной отец, у нас сложились доверительные отношения, – вспоминает сын актрисы Андрей.
– К тому моменту, когда я появился на свет, все ее замужества уже закончились, - рассказывает внук актрисы Иван Ургант. – Для меня бабушка всегда существовала отдельно, роль ее мужчины исполнял я. Она меня кормила, обстирывала, одевала, покупала мне вещи, возила меня на машине. Хотя работала и была крайне занята.
Сегодня 90-летняя Нина Ургант признается, что у нее болезнь Паркинсона.
– Была бы возможность, я бы походила по берегу Невы. Но не могу. Врачи не нашли способ излечить эту болезнь. Она связана с нервной системой, с головным мозгом, – призналась недавно «Собеседнику+» актриса. – Молюсь, чтобы Бог не лишил меня рассудка. Больше всего прошу Его, чтобы не стать идиоткой! Тем более что свой возраст я совсем не чувствую. В душе ощущаю себя лет на семнадцать.
Нина Ургант: «Вы всегда ложитесь в постель обутым?»
Писатель Михаил Веллер в своей книге «Легенды Арбата» описал один конфуз, который произошел с актрисой во время спектакля.
…Нина с героем падали на кровать. Это было верхом советской смелости и откровенности. Потом гас свет. Ну, обнялись, упали. Лежат. Отчасти друг на друге. А свет не гаснет. И занавес поднят.
Зал затаил дыхание. Ну?..
Влюбленные начинают накрываться одеялом. Залезли. Свет горит!
Начинают изображать легкую возню. Грань приличий нарушена непоправимо. Зал вытянул шеи и привстал. Свет горит! Это осветитель и машинист сцены отвлеклись за выпивкой у пожарного.
– Снимите туфли, черт возьми! – раздается язвительный голос Нины. – Вы всегда ложитесь в постель обутым?
Из-под одеяла вылетают туфли.
– Вы так и собираетесь спать в галстуке?
Вылетает галстук.
Эротическая тональность непоправимо переходит в юмористическую. Все вылетания интимных предметов одежды. Свет горит!
– Вы не хотите погасить свет? – интересуется Нина.
Хохот в зале.
– Может, хоть занавеску задернете? Или вы хотите, чтоб нас видели все соседи напротив?
Зал хохочет стоя.
– У меня выключатель, кажется, сломался, – наконец отвечает влюбленный.
– Так какого черта вы приводите девушку в гости на ночь глядя, если у вас свет не выключается? – Нина вылезает из постели. – Хоть ванная у вас есть? Мне нужно почистить зубы.
И уходит за кулисы убивать осветителя.
Андрей: «Виноват, что мне посчастливилось родиться в семье народной артистки»
Было бы странно, если Андрей Ургант, проведя детство за кулисами театра, выбрал не актерскую профессию.
– Детство мое было лихим! – смеется Андрей Львович. – Иногда понянчиться со мной из Даугавпилса приезжала бабушка Марья Петровна. По-русски она разговаривала исключительно матом, и я быстро перенимал ее речь. Через какое-то время мама это обнаруживала и укоризненно смотрела на бабушку, а та принималась оправдываться: «Я-то что? Я ничего. Я вообще все время молчала!»
В первый класс Нина Ургант определила сына в интернат с изучением ряда предметов на английском языке. Но сама за четыре года не появилась там ни разу: много работала. Навещали маленького Андрея бабушка со стороны отца Ида Марковна и ее дочь Нинель Максовна.
– Они не оставили меня, хотя отец давно завел другую семью, – вспоминает артист. – А по субботам всех детей отправляли домой. В интернате мне очень нравилось! У нас было настоящее братство: если кому-то привозили гостинцы, пировали всем классом. По ночам бегали по коридорам в простынях, пугая нянечек. Но в четвертом классе идиллия закончилась. К нам перевели детдомовских ребят, и начались неприятности. Воровство в наших стенах завелось, у старшеклассников стали находить алкоголь, презервативы. Родителей поставили в известность, и тогда даже моя мама всполошилась – перевела в школу неподалеку от дома.
До 16 лет Андрей носил фамилию отца (Милиндер), но когда стал получать паспорт, решил взять фамилию мамы.
– Во-первых, хотел сделать ей приятное. А во-вторых, уже тогда мечтал стать артистом, и фамилия Ургант казалась мне более звучной и загадочной, чем Милиндер, – объясняет он свой выбор.
Артист часто шутит, что большую часть жизни провел в статусе сына Нины Ургант.
– С того момента как я переступил порог театрального института, и потом еще долго, мне приходилось держать ответ за то, что я – Ургант, – делится Андрей Львович. – Помню, один абитуриент, который не прошел по конкурсу, упрекал меня: «Ну, конечно, взяли тебя, а не меня, ты же сын самой Нины Ургант!» И я сорвался: «Ну, прости, я виноват, что мне посчастливилось родиться в семье народной артистки, а не на помойке под забором...»
В театрах Андрей, как правило, играл характерные роли. Например... гнома.
– Мы играли «Белоснежку и семь гномов». Уже близко к финалу гномы с принцем бегут скорее целовать Белоснежку, пока она не умерла, – вспоминает Ургант. – На сцене лежит двухметровая декорация – сделанный из фанеры извилистый ручеек, обернутый фольгой. В это время Михаил Малиновский, который играл гнома, вдруг падает на колени перед «ручейком» и начинает «пить». Я моментально кидаюсь к нему, хватаю «ручеек» под мышку и кричу: «Скорее побежали, по дороге напьемся!»
Настоящую известность Андрей получил как мастер театральных капустников. В 1990-х на телевидении были очень популярны юмористические выступления Урганта и его коллеги Андрея Максимкова. Одна из первых известных ролей в кино – фильм «Окно в Париж», который вышел в 1993-м. Там артист сыграл Гуляева, живущего в Париже. На сегодня Ургант снялся в более чем 50 фильмах, ведет телепередачи и дублирует зарубежные картины. Но в его жизни были периоды, когда приходилось зарабатывать не только актерской профессией.
– Работал грузчиком и носильщиком на вокзале, трудился на стройке, на бетономешалке, был даже береговым матросом, – вспоминает Андрей Львович. – Зато я был молод и жил весело, как и мои ближайшие друзья: актеры Аркаша Коваль и Андрюша Краско. И работать успевали, и стихи писали, и гуляли, как говорится, с огоньком. Физическое состояние организма позволяло – выпить за вечер по литру водки и при этом остаться в форме для нас ничего не стоило.
Первой супругой Андрея стала его сокурсница по театральному институту Валерия Киселева. В 1978-м у них родился сын Иван, который сегодня известен как телеведущий.
– Мне тогда был 21 год. Физиологически я стал отцом, но ощутил себя таковым намного позже, – признается Андрей Львович. – Когда сыну исполнилось лет тринадцать, ему понадобилась моя реальная помощь. Первый компьютер, первый синтезатор – все это он получил от папы.
Если раньше Андрей Ургант был сыном Нины Ургант, то теперь известен как отец Ивана Урганта. И даже его друзья, представляя своим знакомым, говорят: «Это Андрей, отец Ивана Урганта».
Иван: «Книгу о себе напишу, если совершу подвиг»
Общаться с Иваном Ургантом сложно – отвечает так, что не сразу понимаешь: серьезно говорит или нет. Он окончил тот же Ленинградский театральный институт, что и бабушка и отец. Но прославился как блестящий ведущий, вот уже восемь лет ведет на «Первом канале» свое шоу «Вечерний Ургант». Хотя иногда все-таки играет в театре и снимается в фильмах.
– В одном интервью вы сказали, что приходилось иногда извиняться за свой неуместный юмор. В каких ситуациях это бывало? – спрашиваю Ивана.
– Иногда даже не успеваешь извиниться за какую-то свою шутку – стреляют раньше. Конечно, у людей, для которых шутки становятся профессией, случаются проколы. Что тут сделаешь? Стыдно. Так что лучше всегда шутить про человека, когда он находится в длительной заграничной командировке, на стационарном лечении или в тюрьме. Всегда есть шанс, что у него есть более серьезные проблемы, чем твои идиотские шутки.
– А перед кем вам сложно шутить?
– Есть люди, рядом с которыми этого делать просто не хочется, потому что они сами все время шутят. А есть те, кого хочется просто слушать и самому молчать. И таких много – умных, интересных собеседников. Я очень люблю общаться с остроумными людьми.
– Как-то вы сказали: «Отношения в любви должны быть непредсказуемы». В чем это должно проявляться?
– Да во всем. Если перестаешь удивляться, человек перестанет быть тебе интересным. В семейной жизни просто необходимо делать сюрпризы. Это очень важно – быть неожиданным. Как только ваша жена четко поймет, что ровно в 03:15 ночи вы выходите из спальни, идете на кухню и варите там себе чесночный отвар – ваш брак под угрозой. Удивите ее! Сделайте, например, сельдереевый мусс.
– Свою первую дочь вы назвали в честь бабушки – Нины Ургант. С прабабушкой они часто видятся?
– Конечно. Я не ожидал, насколько Нина Николаевна будет рада появлению на свет еще одной Нины Ургант. Даже предположить не мог. Если бы знал, что это событие так ее обрадует, я бы раньше нашел маленькую девочку, назвал бы Ниной и привел бы к бабушке. Даже специально украл бы ребенка. Из табора.
– Если бы вы писали книгу о себе, с какой фразы начали бы?
– Надо подумать. «Занималась заря…» Нет, не то. А может, так: «Раз уж мне издательство заплатило 1 млн долларов, прочитайте горестную исповедь…» Да нет же. Нет у меня, пожалуй, ответа на ваш вопрос, потому что книгу о себе напишу, только если совершу какой-нибудь подвиг. Спасу мир от атомной войны, например, или выкраду корону Российской империи. Но пока не ждите. Даже если увидите меня пьяного в Доме литераторов с криком: «Пью на аванс!», все равно не верьте.
– Каким видите себя, скажем, в 60 лет?
– Главное, живым. Это моя программа минимум. Чтобы во рту не ощущался привкус чернозема средней полосы. В 60 лет хотелось бы еще быть на телевидении – это уже немало. Что может быть лучше, чем умереть на сцене, произнося в микрофон перед огромным количеством телекамер: «Встречайте! Анна Семено…»
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник+» №04-2020 под заголовком «Эти ироничные и смешные Урганты».