Фото с историей: Юрскому не повезло со временем

Этот снимок Валерий Плотников сделал в ноябре 1991 года для афиши спектакля «Игроки-XXI», который ставил Сергей Юрский

Фото: Валерий Плотников

Этот снимок фотомастер Валерий Плотников сделал в ноябре 1991 года для афиши спектакля «Игроки-XXI», который ставил Сергей Юрский. Премьера была сыграна через два месяца – в феврале 1992-го. «Конечно, для меня тут Сережа Юрский главный герой», – рассказал «Собеседнику» фотограф.

«Игроки-XXI» делались Юрским автономно и независимо и имеют свою сложную историю. Это, собственно, первый продюсерский спектакль в постсоветской России. Так вышло, что Олег Ефремов позвал Юрского в труппу МХАТ им. Чехова (ныне – МХТ), но ему тут же позвонили «сверху» – и Ефремов вынужден был отозвать свое приглашение. Чтобы как-то загладить этот афронт, он предложил Юрскому поставить на мхатовской сцене любой спектакль.

– Понимаешь, – объясняет Валерий Плотников, – Сережа был, скажем так, актер не титульной нации. В интеллигентных кругах это, конечно, не педалировали, но где-то в чиновничьей среде эта деталь была все-таки неким пунктом – не внушало это чиновникам доверия.

Ну а «Игроки» были, если можно так сказать, антрепризой. Но какой антрепризой! Юрский собрал в свою постановку гладиаторов первой величины. Мхатовцы Евстигнеев и Невинный, Наташа Тенякова (тогда была актрисой Театра Моссовета, как и сам Юрский), Калягин, только что покинувший МХАТ и стоявший на пороге создания собственного театра Et Cetera, Леонид Филатов, Сергей Маковецкий и Геннадий Хазанов...

– Не удивляйся, что на этом снимке Сергей Маковецкий, который участвовал в этом спектакле только на этапе репетиций, – говорит Плотников. – Потом его место занял Геннадий Хазанов. Никаких интриг в этом не было, просто Маковецкий был звездой репертуарного театра (Театр им. Вахтангова) и ему сложно было сочетать собственное расписание со спектаклем Юрского. Неподражаемый Лёнечка Филатов играл того самого Ихарева, который думал, что он всех объегорит, но в конце концов объегорили его самого.

Спектакль Юрского, конечно, был очень успешен. Это были сплошные аншлаги!

Чистейший Гоголь и роль для жены

За полтора года «Игроков» Юрского только в МХАТе сыграли 60 раз, а потом сняли телеверсию. По словам Плотникова, «это, конечно, Гоголь, чистейший Гоголь, но только в современной интерпретации, в 1990-е. Все актеры играли своих персонажей в современных костюмах, действие происходило в современных интерьерах. Это был не трактир, а гостиница какого-то провинциального города, где номера в основном то на шесть и даже на восемь коек, что было обычным для провинциальных гостиниц того времени».

– Специально для Наташи Теняковой, своей любимой молодой жены, Сережа Юрский как режиссер роль придумал – у Гоголя такого персонажа нет. Наташа изображала там что-то прямо инфернальное. Это была то ли уборщица, то ли горничная, которая дежурила на этаже и придирчиво проверяла всех входящих и выходящих. И эта роль была шедевром, забавным и загадочным одновременно, – уверяет Плотников. – Когда выходил Гена Хазанов, а он в то время был уже просто сумасшедшей знаменитостью, это было что-то! Гена мог просто показать палец – и зал лежал от дикого хохота. Сереже Юрскому приходилось все время следить за мерой серьезности своего творения, и у него для этого были какие-то свои методы. Но, подозреваю, это было нелегко.

Сам Юрский в этом спектакле играть не собирался. «Сбить такую звездную группу и еще пытаться в ней самому выступать – это было бы безумной сложностью, – считает Плотников. – В кино находиться по обе стороны камеры и то сложно, а уж в театре... Сережа, как и все театральные режиссеры, во время спектакля всегда стоял за кулисами или незаметно пробирался в зал. Ему нужно было видеть все живьем – чтобы «Игроки» не сбились с ритма, с темпа, чтобы не возникло ненужных наслоений и нестыковок. Юрский очень заботился о высоком качестве своей постановки. С таким звездным составом, чуть ослабь Сережа поводья, – и понесется птица-тройка вскачь. Тут большая выдержка была нужна».

Юрскому все же пришлось играть в своей постановке. Роль Глова в «Игроках-XXI» стала последней ролью Евгения Евстигнеева и его последним выходом на подмостки. Он сыграл 1 марта 1992 года, а 4 марта умер. Чтобы не рушить сложившийся ансамбль, Юрский стал играть Глова сам.

– Съемки мы устроили в репетиционном помещении МХАТа, за столом Олега Ефремова. Сережа был очень щепетильный человек, он не считал, что на этой фотографии должны быть только артисты, он хотел, чтобы там была вся команда его спектакля, – вспоминает Валерий Федорович. – И чтобы закольцевать композицию, я попросил Сашу Калягина и художника Давида Боровского – а они оба лысые, с похожими головами – повернуться чуть в профиль и смотреть друг на друга. Как на «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. Ну а рядом с Невинным и Евстигнеевым сидят ассистенты режиссера.

Мне тут второй Товстоногов не нужен!

– История нашего знакомства с Сережей Юрским долгая, – с удовольствием погружается в прошлое Плотников. – Первые его фотографии я делал – кошмар! – больше 50 лет тому назад. А знакомы-то мы были еще раньше. Это были славные времена, когда БДТ, где служил Сережа, гремел по всей огромной стране СССР. Там служили артисты такой огромной величины, что сейчас и сравнить не с кем. А какие там были талантливые красавицы – Зинаида Шарко, к примеру. Кстати, первая жена Сережи Юрского. Она была постарше Сергея, который вообще у всех вызывал огромный интерес, хотя и не считался красавцем, – словом, о них вовсю судачили в артистической среде Ленинграда. Ну а потом, когда Юрский женился на Наташе Теняковой, по нему, конечно, прокатилась прохладная волна. Нет, осуждения не было, просто все были несколько ошеломлены тем, что Сережа ушел от Зины Шарко, большой и даже великой актрисы. Хотя все понимали, что такой в патриархальном обществе часто бывает судьба жены, которая старше своего мужа. Что она всегда ходит под гильотиной будущего расставания и когда-нибудь ее оставят ради молодой женщины.

В Ленинграде, когда Сергей уже стал выступать как режиссер, он оказался вообще в центре творческой жизни – его имя звучало, он общался с Мишей Барышниковым, который выступал в одном из его телевизионных спектаклей, это было сильно, это обсуждалось до небес, как смелая фронда. Сейчас это сложно понять. Но тогда... Бродский читал стихи по квартирникам, там же был и Довлатов, и всё это был удивительный мир молодой и насыщенной жизни, клубок нервов и талантов, где был и Юрский. Но тогда весь талантливый и слишком амбициозный молодняк вытравляли. А Юрский был амбициозен. И тот же Товстоногов неодобрительно относился к режиссерской стезе Юрского, потому что, грубо говоря, ему второй Товстоногов в театре был не нужен. Актер – да, режиссер – нет. Все было конкретно: заткнись и сиди в тени великого Товстоногова, не ропщи, никуда не рвись, вперед не залезай. А тут еще Сережино знакомство с «диссидентом» вызвало большое разлитие желчи. И в конце концов Сережу стали просто закрывать. Ни концертных площадок, ни телевидения – ему полностью перекрыли весь кислород в Ленинграде. И ему пришлось уехать из города.

Возможно, Юрскому не повезло со временем и советским строем. К тому же он был очень свободолюбивым и прямым человеком. Это в нашей стране тоже не способствует карьерному взлету.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №13-2020 под заголовком «Юрскому не повезло со временем».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика