Ольга Волкова: На съемках в "Матросской тишине" Гафт падал лицом в грязные матрасы

Актриса Ольга Волкова, отмечающая 15 апреля день рождения, вспоминает о работе с режиссером Эльдаром Рязановым

Фото: Global Look Press

15 апреля народной артистке Ольге Волковой исполняется 81 год. В свой день рождения она вспоминает о работе с режиссером Эльдаром Рязановым, благодаря которому имя Волковой стало известно всей стране.

– Знакомство с Рязановым произошло примерно в 1972 году, – рассказывает в разговоре с Sobesednik.ru Ольга Владимировна. – Я уже работала в ленинградском Театре комедии. И там мы играли пьесу «Сослуживцы», которую написали Рязанов с Брагинским. Позже по этой пьесе Эльдар Александрович снял «Служебный роман». Я играла эту самую «мымру» Калугину.

Рязанов приехал на премьеру, пришел в восторг. Называл меня Смоктуновским в юбке, говорил «Я буду вас снимать». И… забыл про меня. Потом я перешла в Большой драматический театр, работала вместе с Олегом Басилашвили. Однажды Рязанов приехал в театр, чтобы отпросить Олега Валерьяновича на съемки «Вокзала для двоих». Мы встретились за кулисами. Эльдар Александрович мне: «Олечка, какая вы актриса! Как я вас люблю!» И тут Басилашвили: «Чего ты ее тогда не снимаешь?» – «Да роли нет». «А ты поищи», – попросил Олег Валерьянович. И через день меня пригласили на роль Виолетты в «Вокзал для двоих».

Меня без конца вызывали на пробы. И вот – в очередной раз на «Мосфильм». Я туда приехала с огромным чемоданом на шести роликах, который актеры прозвали «волковской косметичкой». Там у меня и книги, и одежда, и лекарства, чтобы всех лечить. Меня сопровождал парень, вел к съемочной группе. А тогда на киностудии только что сделали новые паркетные полы. И я иду с этим грохочущим чемоданом. Захожу в дверь, а за ней – группа фильма Эльдара Александровича «Небеса обетованные». Я получила сценарий, прочитала. А надо сказать, что в это время я снималась в другом фильме, играла этакую женщину-вамп в черном парике. В нем к Рязанову и пришла. То есть совсем в другом образе, нежели описана моя будущая героиня (Катя Иванова. – Авт.) в сценарии. Говорю режиссеру: «Эльдар Александрович, ну не вызовет моя героиня сочувствия. И на помойку не попадет!»

Расставаясь, Рязанов сказал: «Буду думать». Через день я поняла: он может решить, что отказываюсь. Звоню, Рязанов говорит мне: «Будешь играть другую роль, а на Катьку поищу актрису». Однако вскоре я оказалась в компании с одним шведом, который очень любил Россию. Он любил повторять по-русски: «Харошая!» И ко всем так обращался: «Ты – харошая!» И тут я поняла: это ход! Потом звонок, снова приглашают на пробы. За это время на роль Кати пробовалось много хороших актрис. Я пришла на студию и предложила Эльдару Александровичу идею: в сцене на дне рождения Банзая (Леонид Броневой) я буду говорить, вспоминая своих высокопоставленных любовников, которые пользовались моей героиней: «Он хороший! Я жалела его». Так и сыграла.

Один эпизод, когда наши герои убегают из дома престарелых, из «Небес обетованных» вырезали. Снимали в «Матросской тишине». Представляете, в клетках сидят заключенные, а рядом идут съемки. По сюжету мы – Валентин Гафт, Лия Ахеджакова и я – должны забраться в грузовик. А там почему-то находились какие-то матрасы, которые были описаны и обкаканы. Пошел дождь, вонища страшная. Первой забиралась туда Лия, потом я, затем Валентин, который, перелезая через борт, лицом падал в эти матрасы. Надо заметить, что Гафт очень брезгливый. И так несколько дублей.

Валя шепчет, что, больше не сможет, его тошнит. Смотрим отснятый материал в мониторе. Гафт говорит: «Лия, почему ты взбираешься в грузовик, как будто тебе 20 лет, ведь по сюжету – 70?!» Рязанов задумался, пробормотал: «Действительно, давайте-ка еще дубль!» Валя чуть не заплакал. А сверху из окон наблюдают заключенные, которые кричат Гафту: «… ты уже их!» Указывают, что ему надо с нами делать. Но на монтаже эту сцену Рязанов вырезал.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика