"Вахтанговец" Кирилл Крок: Зритель в театр вернётся не скоро
Директор театра им. Вахтангова Кирилл Крок оценил потери от двухнедельного простоя и обрисовал безрадостные перспективы
Директор театра им. Вахтангова Кирилл Крок оценил потери от двухнедельного простоя и обрисовал безрадостные перспективы.
Театры закрыты уже полмесяца, вместо живых спектаклей люди смотрят трансляции онлайн. Актеры в отпуске. Тем, кто на окладе в государственных театрах, можно сказать, повезло — они получают хоть какие-то деньги. Тем, кто работал за гонорар, не позавидуешь. Нет спектакля — нет гонорара.
О ситуации в театральной сфере мы расспросили директора Вахтанговского театра Кирилла Крока.
— Кирилл Игоревич, у вас были обширные планы по поводу празднования столетия театра имени Вахтангова. Они все рухнули в одночасье?
— Нет, ничего не рухнуло. Я думаю, что они все будут реализованы. К тому же много что запланировано на лето, на осень и на 2021 год. Конечно, какие-то гастроли переносятся на следующий год. Какие-то вовсе отменяются. Но все равно все замыслы будут реализованы — я надеюсь, что когда-нибудь эпидемия закончится. Всё ещё будет.
— Очень большое количество творческих работников, среди которых и актёры, и режиссёры, подписали петицию премьеру Мишустину и министру культуры Любимовой, где просят о помощи в период эпидемии.
— Я надеюсь, что помощь от правительства будет всем учреждениям культуры в первую очередь, как одной из наиболее пострадавших отраслей экономики. И это уже было заявлено. Во всяком случае с нас уже затребовали данные об отменённых спектаклях, о том, сколько мы потеряли, и о расходах, которые театр всегда оплачивал из заработанных средств. Но конечно, нужно подумать и о тех людях, кто не служит в государственных театрах, о тех, кто на фрилансе, — им сегодня труднее, чем нам.
— В последнее время директорский корпус, так сказать, был заметно сплочён и усилен. Вы, директора, раз в месяц собираетесь на заседание Директорской ложи. Вы там вырабатываете какие-то совместные решения?
— Если вы имеете в виду ситуацию коронавируса, то мартовское заседание ложи было отменено по понятным причинам. При этом Директорская ложа — это всё-таки больше клуб неформального общения театральных директоров. Поэтому там обычно решения не принимаются. Там мы делимся мнениями, дружески обсуждаем за столом какие-то проблемы, делимся друг с другом какими-то горестями и радостями. В феврале мы обсуждали планы подготовки к 75-летию Победы и негативный эффект для сферы театра от деятельности некоторых журналистов, которые себя ведут неподобающим образом. В феврале, кстати, в первый раз на Директорской ложе была Ольга Любимова, нынешний министр культуры.
— Ещё до карантина был шум поводу недовольства актёров театра Вахтангова. Сегодня это недовольство не усугубилось?
— Вся эта история с якобы забастовкой — из области дурного пиара. Но, знаете, любая информация, даже такого скандального типа, работает на репутацию театру. И не буду скрывать, мне приятно, что зарплату за март мы выплатили всем людям ещё в пятницу, до начала режима самоизоляции. И многие наши артисты и сотрудники написали в соцсетях: «Мы с 17 марта, то есть полмесяца фактически уже не работали, а зарплата у нас не уменьшалась ни на рубль». И написали мне: «Спасибо театру, спасибо вам, потому что материальная поддержка действительно важна в эти трудные минуты».
— Константин Богомолов, худрук Театра на Малой Бронной говорит о том, что онлайн-трансляции, которые в условиях самоизоляции запускают театры, в том числе и ваш, погубят театральное искусство.
— Конечно же, все мы очень расстроены, что мы не можем играть, не можем репетировать, потому что актерская профессия очень хрупкая в плане времени — в том смысле, что актёру нужно все время тренировать свои навыки, оставаться в форме. И после такого вынужденного карантина многие спектакли придётся активно репетировать и восстанавливать. Конечно, театр без зрителя — это мёртвый театр. Для меня главная оценка успеха театра — не количество статей, написанных блогерами, журналистами или какими-нибудь критиками, а количество проданных билетов и аншлаг в зале. Что касается слов Кости Богомолова, то я тоже считаю, что ничего хорошего в том, чтобы смотреть спектакль по интернету и переводить театр в онлайн, нет. Но я же понимаю что эта мера вынужденная. Я не смотрю и не буду никогда смотреть спектакли онлайн, потому что театр – это живые эмоции. Я за этим хожу в театр к коллегам, мне это интересно. А смотреть даже очень качественную запись можно в том случае, если, к примеру, там играют великие актёры прошлых лет и сам этот спектакль уже не идёт, — просто чтобы знать: да, я это видел. Но я понимаю, что online – это единственная возможность как-то поддержать людей, которые сейчас будут находиться в самоизоляции.
— Эта ситуация продлится довольно долго. Вернётся ли зритель в театр, не отвыкнет ли?
— Зритель, безусловно, вернётся в театр. Но это возвращение не будет быстрым. Если, скажем, в мае отменят карантин, то люди будут ещё бояться ходить в театр: а прошла ли дезинфекция, а нет ли больных. Второй фактор, который будет давить на театр, — экономический. Мы знаем, что многие люди потеряют работу и у них не будет денег, чтобы ходить в театр. И третий фактор — сезонный. Мы традиционная северная страна, в театр мы обычно ходим осенью, зимой и весной. После майских праздников все уходят на каникулы: кто-то на дачу, кто-то в отпуск, у детей экзамены и поступления в институты... Словом, у людей другие заботы, и театр летом в России не работает. Поэтому я прогнозирую, что билетный рынок восстановится к концу сентября. Это хорошо, если так. Ну а более мрачные перспективы и прогнозы я бы обсуждать не хотел. Давайте не будем пугать ни сами себя, ни зрителей, ни читателей. У нас и так много негатива и разочарований в эти дни.