Виталий Манский: Финансирование культуры как бордель со старыми проститутками
Режиссер Виталий Манский рассказал, куда уходят деньги, выделяемые Минкультом Фонду кино Никиты Михалкова
Фонд культуры, которым руководит Никита Сергеевич Михалков, получил 2,8 миллиарда рублей от Минкультуры. На поддержание и развитие национальной культурной самобытности. Ничего конкретного, так сказать, но деньги очень ощутимые.
Эти миллиарды Фонд получает на три года, примерно по миллиарду в год. Для сравнения: это в несколько раз больше, чем прошлогодняя субсидия в 214 миллионов.
Интересная деталь: кроме Никиты Михалкова у Фонда есть еще учредители, среди которых собственно Минкульт и отец нового министра культуры Борис Любимов, глава Щепкинского училища. В совет Фонда избран также помощник президента Владимир Мединский и другие достойные люди.
Ну а, собственно, почему нет-то?
Об этом мы спросили режиссера Виталия Манского, перед документалкой которого разваливается все «культурно-самобытное мифотворчество», наспех сооруженное чиновниками от культуры за несколько последних лет.
– Все стало очень открыто и цинично. И это можно даже приветствовать, потому что «чем хуже, тем быстрее». Ну а что касается самого Никиты Сергеевича, то всю свою жизнь после того, как он перестал снимать настоящее кино, он посвятил осваиванию бюджетов. Он их осваивает на всем, что подает хоть какие-то признаки жизни. И ведь Михалков не только забирает бюджеты у Министерства культуры. Он возглавил в России этот самый Союз правообладателей, собирающий налог с носителей, с болванок, попросту говоря. И знаете, какая любопытная деталь? Я в России занимался созданием креативного продукта на протяжении всей своей жизни. И я из михалковского агентства по перераспределению этого налога не получил ни копейки! Никогда. В Латвии же, как только я приехал, меня сразу же пригласили в такое же агентство, и я моментально стал получать там какие-то деньги. Прямо с первой секунды. Ну и вы, наверное, помните историю, когда посадили одного из руководителей михалковского агентства, который скупал замки в Британии. Поэтому степень хитрости отношения к деньгам и способам их распределения очевидна. И поэтому понятно, что государство не собирается финансировать главного российского режиссера современности Андрея Звягинцева, и миллионы долларов, которые ежегодно получает Михалков на Московский кинофестиваль, на две трети уходят в никуда – и я тут могу кровью расписаться. Но зато, поверьте, на бумаге все действия Фонда, руководимого Михалковым и компанией, будут расписаны очень внушительно.
– А как вы думаете, кто кого здесь больше развращает — государство условного Никиту Михалкова или это все-таки условный Михалков успешно разлагает государственное чиновничество?
– Коль скоро вы используете слово «развращает», оно как-то невольно перебрасывает тему в аналог с борделем. Так вот я думаю, что в борделе со старыми проститутками непонятно уже, кто кого развращает — проститутка бандершу или бандерша своих девочек, и какова там роль клиентов, насколько они нравственно чисты, переступая порог этого заведения. Тут как-то все смешалось, слилось, и как-то мне кажется, уже все заодно.