Фильм недели: "Правда" Хирокадзу Корээды
В российском прокате — фильм открытия 76-го Венецианского кинофестиваля с Жюльет Бинош, Итаном Хоуком и Катрин Денев
В российском прокате фильм открытия 76-го Венецианского кинофестиваля — с Жюльет Бинош, Итаном Хоуком и Катрин Денев в главных ролях.
В открывающей сцене «Правды» актриса Фабьенн с крайне усталым, но преисполненным достоинства видом отвечает на скучные вопросы журналиста. «На этот вопрос я уже отвечала "Либерасьон"», — невозмутимо парирует она очередную реплику, прихлебывая чай, который уже «недостаточно горяч». Кажется, Фабьен целиком состоит из колкостей, придирок и дежурных полуулыбок, которыми она одаривает окружающих. Меж тем за ее спиной сквозь заросли красивого сада к дому пробираются трое: ее дочь, успешная сценаристка Люмир (Жюльет Бинош), ее муж Хэнк, больше алкоголик, чем актер (Итан Хоук), и очаровательная внучка Шарлотт. Семья прилетела прямёхонько из Нью-Йорка, чтобы поздравить Фабьен с выходом автобиографии под названием «Правда».
Правды в ней, как сразу становится понятно, ни на грош, Люмир только и дай повод вступить в очередную перепалку с матерью — она уличает Фабьен во лжи и устраивает громкую (и ясно, что очередную) сцену. Хэнк будет пить, Денев будет выезжать на съемки фантастического фильма, в котором она снова играет практически саму себя, и время от времени возобновлять перебранку с реальной дочерью. Жюльет Бинош будет устало закатывать глаза и вжиматься в кресла: ей ужасно некомфортно от присутствия матери (а может быть, и самой звезды Денев).
Катрин Денев и в этом фильме играет саму себя — и кажется, это одна из самых удачных и убедительных ее ролей за всю внушительную карьеру. Эта роль создана Корээдой специально для нее, выписана из Японии, а потом скрупулезно переведена на французский язык. Победитель Каннского кинофестиваля в 2018 году с фильмом «Магазинные воришки», Хирокадзу Корээда никогда не снимал за пределами родной Японии, но тут невиданный международный успех его предыдущего фильма буквально открыл ему окно в Европу — и он не преминул этой возможностью воспользоваться.
Но почему именно Франция? Так посоветовал Корээде приятель Франсуа Озон, но на самом деле ответ еще более прост: дело, конечно, в самой Катрин Денев. «Правда» — это ее очередной бенефис, Корээда зачарован ею целиком, от интонаций до походки, и потому должен был снимать ее там, где она выглядит максимально органично — в декорациях парижской осени.
Может быть, именно поэтому сам Париж в фильме подан скорее как концепт, не прорисован досконально за отсутствием в том нужды. Корээда как настоящий мастер увлечен актерской фигурой, а не фоновым пленэром. А вот фамильный дом — это уже полноценное место для интриг и скандалов, и воссоединившаяся семья берет от этого его предназначения максимум.
Вопрос достоверности, соотношения так называемой правды (в XXI веке в кинематографе к ней всегда есть вопросы) и вымысла — это то, что занимало Корээду и раньше. Тема семьи тоже проходит лейтмотивом через все его творчество. Но тут Корээда играет с огнем: в «Правде» актриса играет актрису в фильме про актрису. Лихо закручено. Что-то подобное мы недавно видели в фильме Педро Альмодовара «Боль и слава», где главный герой в исполнении Антонио Бандераса, альтер-эго самого Альмодовара, размышляет о своем последнем фильме, но скорее упивался творческим — и жизненным — кризисом. В фильме Корээды Фабьен по этому поводу не страдает, но зато пожинает горькие плоды провальных отношений с дочерью, которой никогда не уделяла внимания.
В Венеции критики приняли фильм довольно прохладно и поспешили сбросить его со счетов. С одной стороны, этот фильм действительно иногда выглядит слишком гладким, обезличенным перемещением фирменного стиля японца на территорию классической европейской кинодрамы, на которой вершины мастерства уже давно достигли Бергман и Ханеке. Но с другой — блестящий актерский состав берет свое, а на достоверно показанные отношения между поколениями, отравленные враждой, человечество может смотреть бесконечно.