"Капкан" Марка Захарова захлопнулся
В «Ленкоме» состоялась премьера: «Капкан» – это последний спектакль, который задумал и над которым работал Марк Захаров
В Ленкоме, который теперь официально носит имя Марка Захарова, состоялась премьера спектакля под названием «Капкан». Это последний спектакль, который задумал и над которым работал Марк Захаров.
В основе, как и во всех его постановках, пьеса самого Марка Анатольевича – это сплав разных кусочков и диалогов из книги Владимира Сорокина «Белый квадрат» и разных документов. Конечно же в том, что получилось, гораздо больше самого Захарова, чем Сорокина. Так было всегда. Во всем, что он делал – его мышление и его личность.
Марк Захаров не успел довести спектакль до конца. Даже пьесу он дописывал летом, незадолго до своего ухода, когда спектакль уже готовился в репетиционном зале. При его жизни была готова большая часть мизансцен, придуманы костюмы... Мастер оставил спектакль готовым примерно на 70 процентов. «Но вот эти оставшиеся тридцать процентов, которые мы делали без него, они на самом деле очень тяжелые», – призналась «Собеседнику» дочь режиссера и актриса Ленкома Александра Марковна Захарова.
Пришлось уже без Захарова «вписывать» постановку в декорации, создавать костюмы, совмещать действие с музыкой. К сожалению, никаких советов насчет спектакля Захаров не оставил. Все произошло слишком внезапно. «Началось воспаление легких, но мы все были уверены, что он вернется в театр. И мы очень ждали... Я очень надеялась, что мы выскочим из этой беды. До последней секунды, как и все в театре», – с горечью говорит нам Александра Захарова, для которой отец был самым главным человеком в жизни.
Спектакль нужно было выпустить. Хотя бы потому, что сам режиссер жил этим спектаклем весь последний год.
Как-то само собой подразумевалось, что довести спектакль до премьеры должна была его дочь. «Во мне течет его кровь, я очень хорошо его понимаю и знаю, о чем он думал. Я старалась ничего не испортить», – сказала она нам накануне премьеры.
Но премьера прошла довольно грустно и тихо. Приехали старые друзья и коллеги. Не приехали сановные персоны, как это бывало при жизни Марка Анатольевича. Мастер ушел, и то, что он оставил, их, видимо, уже мало интересует. С привычного места в фойе убрали портреты ленкомовских легенд Пельтцер и Абдулова, на этом месте теперь фотография Марка Анатольевича. Что же, наверное, это правильно.
Почерк Мастера в «Капкане», конечно, есть – это такой же захаровский спектакль, как и его «День опричника».
То ли времени не было, то ли действительно что-то общее носится в российском воздухе последних лет, но театралы обсуждают совпадение в оформлении «Капкана» и постановки «Электротеатра» «Октавия. Трепанация». И там, и здесь на сцене громадная голова Ленина, из которой появляются персонажи. В «Капкане», например, Сталин, которого играет Дмитрий Певцов.
Накануне премьеры мы спросили у Александры Захаровой, как Марк Анатольевич относился к «сталинскому крену» Дмитрия Певцова.
– Я не знаю, как отец отреагировал, потому что он был очень болен. Но Сталин для Марка Анатольевича – человек, который развязал войну с собственным народом. Понимаете, артисты часто очень углубляются в материал, ищут в душе оправдание своему персонажу, – попыталась найти объяснение активности Певцова Александра Марковна.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №47-2019 под заголовком «"Капкан" Марка Захарова захлопнулся».