"Я имею право на личное счастье!" Вспоминая Евгения Евстигнеева
В костюме с чужого плеча, но с бабочкой – таким Галина Волчек впервые увидела своего будущего мужа Евгения Евстигнеева
Молодой человек выглядел совсем непрезентабельно: лысый, с длинным ногтем на мизинце, одет в костюм лилового цвета явно с чужого плеча, в жилетку поверх рубашки, на которой болтался галстук-бабочка. Таким студентка Школы-студии МХАТ Галина Волчек впервые увидела Евгения Евстигнеева – своего будущего мужа.
Молодожены ночевали на вокзалах
Едва приехав в Москву, Евстигнеев не только странно одевался. Он удивлял окружающих деревенскими манерами и игрой на нескольких музыкальных инструментах, главными из которых были... вилки.
Пока будущий актер работал на заводе в родном Нижнем Новгороде, вечерами выступал в джазовом оркестре в кинотеатре перед сеансами. И так самозабвенно, что в 1946 году его заметил директор местного театрального училища. Спросил: «Не хотите стать артистом?» «Не знаю», – честно ответил Евстигнеев. А когда понял, что на экзамен надо выучить стихотворение и басню, впал в панику – у него была плохая память. К слову, о том, с каким трудом Евстигнееву удавалось выучить текст роли, актеры до сих пор рассказывают анекдоты. Он забывал реплики, сокращал монологи, заменял слова характерным мычанием.
До приезда в столицу Евгений Александрович был звездой Владимирского театра имени Луначарского. Однако семья Галины Волчек оценила его далеко не сразу. А ее няня, едва увидев ухажера своей подопечной, всплеснула руками: «Как вам не стыдно ходить лысым? Надели бы хоть шапчонку какую!»
Отец, режиссер Борис Волчек, и его молодая жена тоже не разглядели в Галином приятеле ничего стоящего. В какой-то момент Галя и Евгений гордо ушли из дома – буквально на улицу. Поначалу ночевали на вокзалах, потом восемь раз переезжали с одной съемной квартиры на другую. Только со временем Борис Волчек зятя оценил и даже снимал во всех фильмах.
Волчек потребовала развода, узнав про роман мужа
В 1956-м молодожены Волчек и Евстигнеев вместе с другими молодыми артистами и под предводительством Олега Ефремова организовали театр-студию «Современник». В 1961-м в семье родился сын, которого назвали Денисом. Но спустя девять лет брака Евстигнеев влюбился.
В то время на спектакль «Голый король», главную роль в котором играл Евгений Александрович, мечтала попасть вся Москва. Неудивительно, что только что пришедшая в «Современник» молоденькая артистка Лилия Журкина не смогла устоять перед его феноменальным обаянием.
Журкина тоже была несвободна, ее мужем был известный скульптор Олег Иконников. Но Евгений Александрович подсовывал ей любовные записочки в карман пальто, а на собраниях труппы специально садился сзади и тихонько дул в шею.
Поначалу они скрывали свои отношения, но все стало известно в Саратове, где артисты «Современника» снимались в картине «Строится мост». Влюбленные вечером отправились погулять и... пропали. Следующим утром Олег Ефремов неожиданно назначил в холле гостиницы общее собрание. Только прозвучал вопрос: «Кто отсутствует?» – на пороге появились абсолютно счастливые Журкина с Евстигнеевым.
Там же, в Саратове, Волчек собрала вещи мужа, пригласила в номер Лилию и сказала: «Теперь вам не придется никого обманывать». Несмотря на то, что сыну Денису не исполнилось еще и трех лет, она потребовала развода. А Журкина немедленно уехала в Москву и уволилась из театра.
Вторую жену называл Лапой
Во втором браке поначалу все складывалось, Лилия и Евгений Александрович даже по имени друг друга не называли, только Лапой. В мае 1968-го у них родилась дочка Маша. Своего жилья в Москве у семьи не было. Евстигнеев уже был всенародно известным актером: слава пришла к нему в 38 лет, в 1964 году, когда он сыграл роль директора пионерлагеря в картине «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Но квартиру на Суворовском (ныне – снова Никитском) бульваре он получил много позже, через несколько лет после того, как перешел из «Современника» во МХАТ.
Евгений Александрович в дочке души не чаял. Никому не доверял ее купать. Хохотал при этом чуть ли не громче ребенка. А потом, отправляясь купаться сам, играл в ванне с теми же игрушками. Уже взрослая, Мария вспоминала, что в раннем детстве считала отца приятелем – настолько они были эмоционально близки.
Любил общаться с простыми людьми
Однажды Евстигнеевы всей семьей поехали на своей вишневой «четверке» в Горький и чуть не погибли. Актер не отпустил ручной тормоз, машина задымилась, врезалась в кучу какого-то песка. Гаишники сделали прокол в правах Евстигнеева, маленькая Маша рыдала: «Отпустите моего папу!»
Евгений Александрович автомобили обожал, даже в булочную ездил на машине. Долгие годы у него был подержанный «Мерседес». Первое время чуть ли не каждую неделю машине прокалывали шины. Выяснилось, что делал это дворник, считавший актера недобитым буржуем. Евгений Александрович кричал, ругался – он был взрывным и позволял себе крепкое словцо, – но поделать ничего не мог.
Евстигнеев часто сбегал от всех в гараж. Там у него были свои приятели, свои мужские интересы. Он вообще не чурался простых людей, любил с ними общаться. Друг актера Владлен Давыдов вспоминал, как Евстигнеев, только что сломавший ногу, предлагал ему слетать в Ялту. Давыдов удивился: «Как же ты будешь забираться по трапу в гипсе? Кто удержит, ведь кругом народ?» – «Вот народ и удержит. На него всегда и рассчитываю...»
Лето с женой и дочкой он часто проводил в Плёсе, в актерском доме творчества. Был такой случай. Гуляют они как-то по набережной, вдруг в земле открывается люк, появляется чумазая голова какого-то мужика. Он видит любимого артиста и неожиданно выдает: «О, Саныч, привет! Залезай сюда, у меня есть!» И щелкает себя по шее характерным жестом. Евгений Александрович смутился, начал отнекиваться...
Журкина ревновала и все время подозревала супруга
С Журкиной Евстигнеев прожил двадцать три года. Но брак этот был не очень-то счастливым. Лилия Дмитриевна переживала, что у нее не складывается карьера. В кино она если играла, то в одних фильмах с Евстигнеевым. В 1975 году ее приняли во МХАТ, но роли давали редко и небольшие. А без работы она просто «умирала».
С годами во всей своей неустроенности Журкина все чаще обвиняла мужа. Ревновала его к профессии, к ролям, к славе. Страшно обижалась, что он отказывался замолвить за нее словечко в театре. Но он за своих никогда не просил. Давить было бесполезно, мог послать далеко и надолго.
Дома все чаще гремели скандалы, и Евстигнеев старался бывать там как можно реже. От этого жена подозревала его во всех смертных грехах. Лилия Дмитриевна была потрясающей красавицей, за ней ухаживали Владислав Стржельчик, певец Владимир Атлантов. Но стоило переволноваться, и все тело покрывалось коростой. Для кокетки, привыкшей блистать, это было сродни кошмару. С годами у нее развилась тяжелейшая неврологическая болезнь: нервные окончания так воспалялись, что болело все тело. Евстигнеев сходил с ума, разыскивал лучших врачей и экстрасенсов, укладывал жену в клиники. Но ничего не помогало, включая алкоголь, которым Журкина старалась заглушить боль. Однажды она даже пыталась покончить с собой, еле откачали.
Вторая жена Евгения Александровича умерла в сорок девять лет, в августе 1986-го.
Право на счастье
Уже потом выяснится, что со своей третьей женой Евгений Александрович начал встречаться еще при жизни Лилии Дмитриевны. Но почти год после похорон никому не рассказывал, что с кем-то встречается. А в какой-то момент все же привел в дом «свою девушку Иру», представил дочери. Оказалось, что они уже были знакомы.
Ирина Цывина была всего на шесть лет старше Марии и тоже училась в Школе-студии. Евстигнеев обратил на нее внимание, когда ставил со студентами спектакль «Женитьба Белугина» по Островскому. Предложил сыграть главную роль. А уже получив диплом, Ирина встретила его в коридоре, спросила: «Неужели мы больше ничего вместе не поставим?» Евгений Александрович пригласил ее подъехать к нему на съемки – обсудить возможные планы. Так все и началось.
Долгое время дочь смущала их 37-летняя разница в возрасте. Думала даже, что Ира действует по расчету. Однажды Маша не выдержала, высказалась отцу в лицо: «Что ты за человек? Маму только похоронили, а уже бабу новую в дом привел!» Сегодня она вспоминает: «Как же папа орал! Стены дрожали, даже ваза со шкафа упала: "Я имею право на свою жизнь! На личное счастье! Что ты, в конце концов, понимаешь?"»
Но только со временем Мария поняла, что чувства и у отца, и у Ирины настоящие. «Все три папины жены очень разные, – рассказывает Мария. – Не знаю, как папа сосуществовал с Галиной Борисовной, но с мамой и Цывиной – это было как будто два разных человека. Например, маме он запрещал стирать свое белье. Категорически! Считал, что давать женщине в стирку интимные вещи стыдно и некрасиво. А когда приходил домой усталый при Ире, говорил: «Сними с меня носочки!» Она их стаскивала и шла стирать. Не знаю, почему он так себя вел. Может, вновь примерял на себя новые роли – на этот раз любимого мужа?»
Третий брак вдохнул в Евстигнеева новые жизненные силы, он преобразился на глазах. «Мы смотрели на них и понимали: вот она, любовь, – вспоминает коллега по МХАТу Ирина Мирошниченко. – Вроде ничего особенного не происходило, но все чувствовали, что эти двое просто не могут друг без друга. Женя весь засветился, помолодел, повеселел. Он всегда знал, что дома его ждет тепло и любовь».
- Вдова Евгения Евстигнеева: Я больше не хочу любви
(интервью 2015 года)
А сам Евстигнеев в те годы говорил: «У меня столько сил и энергии, я столько еще могу сделать, а сердце, как двигатель в старой машине, не тянет. Надо только двигатель отремонтировать, и все будет в порядке».
Представил свою смерть и умер
Последним фильмом, где сыграл Евгений Александрович, стали «Ночные забавы». Партнер по этому фильму Валентин Гафт рассказывал, как в один из съемочных дней Евстигнеев признался: «Сегодня не смогу играть, как надо. В сцене все проходит через сердце, а я боюсь его перенапрягать. Боюсь, черт возьми».
Его последней театральной работой была роль в «Игроках», и актер не выходил на сцену без таблетки нитроглицерина под языком. Он давно плохо себя чувствовал, пережил уже несколько инфарктов и наконец решился на операцию у английского хирурга Терри Льюиса, который не так давно удачно прооперировал Евгения Леонова.
Операцию в Лондоне назначили на 5 марта 1992 года. Обещали, что уже через пять дней пациент будет бегать по лестницам. Накануне ему должны были сделать обследование – коронографию. Чувствовал Евстигнеев себя вполне бодро, но хирург решил ознакомить его с возможными последствиями операции. Нарисовал на бумажке сердце с четырьмя сосудами: «Три забиты полностью, четвертый – на девяносто процентов. Вы можете умереть».
И Евстигнеев умер. Он был гениальным актером и просто представил себе на секунду, как это бывает – смерть. А потом не смог вернуться.
Сын Евстигнеева Денис стал оператором и продюсером. Женат на дочери Зиновия Гердта Екатерине. Дочь Евгения Александровича Мария Селянская (по первому мужу) в браке с актером Максимом Разуваевым, оба работают в «Современнике». Внучка Евстигнеева Соня, родившаяся уже после его смерти, с 2017 года актриса МХТ имени Чехова.
В этом году не стало Ирины Цывиной. Она еще несколько раз была замужем и своего сына назвала Женей, в честь Евгения Евстигнеева.
Юнна Чупринина