Как Ельцин запретил премьеру фильма "Асса", а Горбачёв – разрешил
Фильм «Асса» давно уже стал символом перестройки. Жизнь многих, кто в нем снялся, после этого тоже резко изменилась
Фильм Сергея Соловьева «Асса» уже стал символом перестройки. Благодаря этой картине советский зритель узнал, что такое отечественная рок-музыка, неформальная молодежь и вообще жизнь вне цензуры.
Справка
«Асса», к/с «Мосфильм», т/о «Круг», 1987 г.
- Авторы сценария: Сергей Ливнев, Сергей Соловьев
- Режиссер: Сергей Соловьев
- В ролях: Татьяна Друбич, Станислав Говорухин, Сергей Бугаев (Африка), Дмитрий Шумилов, Александр Баширов и другие
- В фильме звучат песни групп «Кино», «Аквариум», «Браво», «Союз композиторов»
- Виниловая пластинка с песнями из фильма, выпущенная на фирме «Мелодия», стала первым советским официальным изданием отечественной рок-музыки
Латентный развратник – Станислав Говорухин
Юная девочка Алика с романтическими порывами оказывается между двух огней: бесшабашным неформалом Банананом и циничным богатым папиком Крымовым, которые борются за ее сердце. По словам соавтора сценария и режиссера Соловьева, он, задумавшись о формуле успеха фильма 1980-х, пришел к выводу, что это индийское кино.
– А какие составляющие этого жанра? Юная прелестная девушка, которая входит в жизнь и ждет от нее прекрасных романтических моментов. Таня Друбич – романтика есть. Дальше ей должен попасться пожилой латентный развратник. У нас в этой роли – Слава Говорухин. И так далее, – рассуждает в разговоре с «Собеседником» режиссер.
«Слава, нужно сняться у меня в картине», – предложил Сергей Соловьев уже мэтру режиссуры Говорухину. На роль криминального авторитета по прозвищу Сван, а по фамилии Крымов Сергею Александровичу предлагали попробовать барда Александра Розенбаума. Но Соловьев засомневался. Почему-то видел в этой роли только Говорухина. «Ни за что, ни за какие деньги! Зачем мне это надо?!» – кипятился мэтр. К тому же в то время Говорухин снимал фильм «Десять негритят». Но после долгих уговоров все же уступил.
«Во время работы мне хотелось дать некоторые наставления Соловьеву, – вспоминал Станислав Сергеевич. – Однажды сказал ему: «Сережа, ты меня заставляешь играть самого себя. Но я сам по себе все-таки не урод, не бандит, не убийца, каким выписан мой герой! Если буду самим собой, то таким образом мы вызовем симпатии зрителей к моему отрицательному герою. Что ты из меня делаешь?» На что он мне говорит: «Ты – артист, твое место в буфете». И я пошел в буфет… Но потом съемки все-таки продолжил. Соловьев разобрался без моей помощи, как нужно снимать этот фильм, и, наверное, он был прав».
Главную героиню один из сценаристов фильма Сергей Ливнев назвал Аликой. В тот период у него был роман с актрисой Аликой Смеховой. Сыгравшая эту роль Татьяна Друбич к тому времени уже снималась в фильмах Соловьева. К тому же они были женаты и растили двухлетнюю дочь Настю. Параллельно со съемками девушка еще и работала в районной поликлинике. Ведь она по специальности врач-эндокринолог.
Зачем Соловьев напоил Друбич
Сама Татьяна не любит вспоминать свою работу в «Ассе».
«Не понимаю, чего я там делала. Нравятся песни, компания прекрасная. И всё», – говорит Друбич.
– С Татьяной работать удивительно, волшебно, – вспоминает съемки художник Сергей Бугаев, известный под псевдонимом Африка. Он сыграл в фильме главную роль – Бананана. – С Друбич у нас были и постельные сцены. Соловьев сам на этом настоял. Буквально силой затащил нас с Татьяной в постель и еще горячительным предварительно напоил. Правда, потом эти эпизоды из фильма были вырезаны.
С Соловьевым Африку свел Борис Гребенщиков, когда режиссер был в Ленинграде и знакомился с новым для него направлением – русский рок. После встречи с Бугаевым режиссера осенило: это же главный герой его картины – молодой неформал, плюющий на закон и общественное мнение! Кстати, идея назвать фильм «Асса» принадлежит именно Бугаеву.
«Ной распахнул двери ковчега, ступил ногою своею на траву, распростер руки к солнцу и громогласно произнес: «Асса!» – говорит в самом начале кинокартины Бананан – Бугаев.
– Так называлась галерея «Новых художников», существовавшая в 1980-х годах в Ленинграде. Олег Котельников, являющийся крестным отцом термина «асса» в нашей культуре, регулярно включал его в свои произведения, – рассказывает Сергей Бугаев.
– Поначалу фильм назывался «Здравствуй, мальчик Бананан». А как-то ночью Сережа предложил: «Назовите фильм «Асса»!» – вспоминает Соловьев. – Он разродился каким-то словоблудием про «чистых» и «нечистых» спасенных тварей, про ветхозаветного Ноя, который, сойдя на землю со своего ковчега, вскричал: «Ас-с-са!» А потом, поняв, как он меня всем этим утомил, Бугаев сказал: «Ну не хотите так, тогда можете это название рассматривать как аббревиатуру: «Автор Соловьев Сергей Александрович».
«Под небом голубым» как гимн
Музыку для фильма Соловьев выбирал долго. Попросил кассеты с записями новых молодежных групп, а таких ему принесли десятки. Он не знал, кто все это поет, но понравившиеся отмечал. Таким образом, выбрал композиции одной и той же группы – «Аквариум», которую раньше и не слышал.
– Я тоже совершенно не знал советский кинематограф. Слышал краем уха фамилию Соловьев, но с его фильмами сталкиваться не приходилось. Тем приятнее было встретить вживую этого замечательного человека, – рассказывал о начале работы лидер группы Борис Гребенщиков. – Вроде тогда объявили уже какую-то свободу, но никто еще не знал, насколько далеко она простирается. И мы вместе пробовали.
Поначалу режиссер хотел, чтобы Бананан «исполнял» песни под голос БГ. Но музыкант «Аквариума» Сергей Рыженко возразил.
– «Представь, что Африка открывает рот, а поет Кобзон», – сказал я Соловьеву, – смеется сегодня Рыженко. В результате ему доверили исполнить вокальные партии главного героя. Голос Гребенщикова в фильме звучит только в песне «Под небом голубым…»
– Она стала своего рода гимном. Когда на просмотрах фильма люди ее слышали, то вставали, – говорит Сергей Соловьев.
– В каком-то смысле фильм стал отражением наших реалий, – рассуждает Сергей Бугаев. – В Ялте мы с Цоем жили в соседних номерах, тогда же познакомились с девушками, в «Ассе» они играли сотрудниц КГБ. Ради актрисы Натальи Разлоговой Виктор ушел от жены Марьяны. Ирена Куксенайте через два года стала моей женой. Как и герои фильма, мы вчетвером качались в люльке на канатной дороге и целовались в фотокабинке.
Ельцин запретил, Горбачев разрешил
С творчеством Виктора Цоя и группы «Кино» режиссер познакомился тоже в Ленинграде. По его признанию, когда он услышал песню «Перемен требуют наши сердца», то сразу понял: она должна прозвучать в конце фильма. И тогда он поставил условие музыкантам: чтобы песню нигде не исполняли, пока фильм не выйдет на экраны. Финальный эпизод, когда Цой поет перед многотысячной публикой, снимали в Зеленом театре московского парка имени Горького.
– Нигде не было афиш, объявлений, но собралось столько людей! – удивляется Сергей Александрович. – Сработало сарафанное радио среди поклонников группы «Кино». Витя запел, камеры заработали, я скомандовал: «Зажигай!», шеститысячная толпа, минуту назад, казалось, готовая все разнести в щепу, вела себя, как дисциплинированная массовка: и спички они зажгли вовремя, и подпевали. Такова сила взаимного внутреннего контакта кумира и обожающей его толпы.
Кстати, после съемок в «Ассе» Виктор Цой полюбил кино и потом даже ходил на занятия по режиссуре к Соловьеву.
– Думаю, был бы жив – сейчас занимался бы кинематографом, – считает Сергей Александрович.
Премьера фильма была назначена в кинотеатре «Ударник». Режиссер задумал устроить вместе с показом и выставку авангардной живописи, и концерт неформальных групп. Директор кинотеатра написал первому секретарю Московского горкома Борису Ельцину письмо, где высказался, что «эти неформалы сожгут кинотеатр, который находится рядом с Кремлем». Ельцин приказал премьеру отменить.
Тогда Соловьев обратился с телеграммой к самому генеральному секретарю Михаилу Горбачеву. И как ни странно, сработало: Михаил Сергеевич премьеру разрешил. Правда, прошла она все-таки не в центре Москвы, а в доме культуры электролампового завода.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №28-2019.