"Путин слишком мягок. Надо быть жестче". Последнее интервью Станислава Говорухина
14 июня скончался Станислав Говорухин. «Собеседник» публикует последнее интервью, данное режиссером нашей газете
На прошлой неделе не стало Станислава Говорухина. Мы общались с ним, когда он уже болел. О недуге знали только близкие люди, но слухи о том, что режиссер занемог, медленно начинали просачиваться.
«Как ваше здоровье?» – поинтересовалась первым делом. «Все хорошо. Вы о моем самочувствии хотите поговорить или у вас есть вопросы поинтереснее?» – как отрезал председатель комитета Государственной думы по культуре.
Даже предположить было нельзя, что это интервью выйдет уже после его смерти...
Премиями я не избалован
– Станислав Сергеевич, что вы думаете о современном киноискусстве?
– Что чем больше в нем от искусства, тем меньше у него шансов завоевать любовь зрителей. Потому что аудитория, которая наполняет залы кинотеатров, сегодня очень изменилась. Это молодежь, подростки. Молодежь, как правило, нечитающая, то есть не имеющая литературного вкуса. И сами режиссеры такие же в общем-то. Сейчас уже полно режиссеров, которые прочли две с половиной книжки. Но если нет литературного вкуса, он и сам не может ничего создать. А в основе кино лежит драматургия.
Ну и конечно, воспитание должно быть другое. В школе необходимо больше выделять времени гуманитарным наукам. Гуманитарно необразованное получается поколение. А значит, это отставание всюду. И в искусстве, и в науке. Посмотрите, все великие ученые были гуманитариями в душе: Эйнштейн играл на скрипке, Менделеев занимался тем, что придумывал рецепт водки...
– Да, водка – это очень гуманитарно.
– (Смеется.) У всех были увлечения какие-то. У одного история, у другого путешествия, у третьего литература.
– Я читала, что после выхода фильма «Уикенд» вам не понравилась реакция зрителей и вы зареклись снимать кино...
– Нет, это какая-то дура или дурак написал.
– Но в принципе вы человек чувствительный к критике ваших произведений?
– Ну, жизнь меня так воспитала, что я не избалован был всякими премиями, фестивалями...
– Вы ж снимали гениальное кино.
– Ну, гениальное не гениальное, я снимаю долгоиграющее кино. Наш дипломный фильм «Вертикаль» по сей день многие смотрят и любят… Но когда мои ленты выходили на экран, я всегда натыкался на шквал критики или на полное невнимание.
Вот самый мой замечательный эпизод, который научил меня последующему отношению к критике, был такой. В 1979 году показали «Место встречи изменить нельзя», страна вымирала абсолютно, когда он шел по телевизору. И меня в этом же году послали с «Местом встречи» на фестиваль телевизионных фильмов, где участвовали 23 многосерийные ленты. В общем, там были премии, призы какие-то, дипломы. И единственный фильм, который не получил вообще ничего, был мой. Узнав об этом, я совершенно искренне расхохотался, и мне стало намного легче жить и не обращать внимания на критику.
– Просто удивительно. Как? Вас не любили? Или из-за Владимира Высоцкого, который сыграл там главную роль?
– Не доходило просто. На похоронах Высоцкого Юрий Любимов сказал: «Как много он бы мог сделать, но в это время снимался в каком-то милицейском фильме...» И потом, я же много снимал жанрового кино, а оно, как и комедия, считалось низким сортом. У нас были же гении типа Леонида Гайдая, ну спросите, почему он не получил ни одной премии, никогда и ни на какие фестивали не ездил…
– О, слышу нотки зависти?
– Да какая зависть? Зато я снимаю на долгие годы! На хрена мне рецензия в 1967 году по сравнению с тем, что сегодня, спустя 50 лет, всё еще показывают мой дипломный фильм?
Мало ли попов-дураков
– Вы недавно как-то так позитивно высказались о цензуре в нашей стране: мол, у нас ее нет, хотя она нужна.
– Я депутат же. И должен отстаивать интересы избирателей. А опросы общественного мнения показывают, что 85% людей – за цензуру. Отец опасается пойти в храм искусств – театр – с 16-летней дочерью, боясь нарваться на голую задницу или на монолог, состоящий только из мата.
– Может, достаточно просто ввести возрастной ценз?
– Но отцу и со взрослой дочерью невозможно слушать мат или видеть, как актеры опорожняют мочевой пузырь… Я один раз был свидетелем такой истории, когда губернатор Краснодарского края Александр Ткачев с женой и дочерью пришли на премьеру «Кинотавра» и там был фильм, где жутко матерились. А после показа я увидел их троих, они сидели какие-то смущенные. «Наверное, тебе неприятно было смотреть это?» – поинтересовался я у дочки Ткачева. «Вы бы лучше спросили, как чувствовала себя ее мама», – ответила супруга Александра Николаевича.
– То есть спектакли запрещают только из-за мата? А за что тогда в Сибири сняли детский спектакль про попа и работника его Балду?
– Я уверен, что ничего подобного не было. Да, мог кто-то возмутиться. Граждане имеют право возмущаться и обязаны возмущаться, если их что-то не устраивает.
– Но граждане, по-моему, в последнее время слишком часто возмущаются.
– Значит, не все благополучно и в театре, и в обществе.
– А вам не кажется, что в последнее время наша православная церковь пытается ввести свою цензуру и влиять на искусство и вообще на жизнь общества?
– Мне кажется другое. Вот у меня был хороший педагог, который мне читал несколько лекций по истории – Александр Исаевич Солженицын. И он мне говорил, что во время Февральской революции (именно она была самой разрушительной в истории нашей страны) офицеров поднимали на штыки, жгли помещичьи усадьбы, попов волокли за бороды. Ну посмотрите, кто были в русской литературе главными отрицательными героями? Поп да урядник. То есть шел подкоп под два столпа, на которых держится государство: церковь и полиция.
И сейчас происходит нечто подобное. Я все время вижу, например, нападки на Патриарха. То у него часы не такие, то еще чего-то. Я православный человек, не очень такой верующий, к сожалению, и тем не менее мне это неприятно. Как гражданину, неприятно, когда идут нападки на церковь. Кстати, «Сказка о попе и работнике его Балде» – не самое гениальное произведение Александра Сергеевича. И в России оно никогда не ставилось. Это только при советской власти осмелились сделать.
– Зато сейчас издаются книги, где попа заменили на купца.
– Видимо, это чья-то инициатива.
– Это инициатива церкви… Точно так же, как во многих регионах России запрещают в детских лагерях устраивать праздники Нептуна. Поскольку Нептун считается языческим богом.
– Ну, дураков-то много на свете.
– Тем не менее идея пошла из местных епархий…
– Я про это ничего не знаю. Думаю, что это дурь. Мало ли и попов-дураков…
Я говорил: Путин – это черный ящик
– Давайте перейдем к политике. Для меня в свое время было странно, что вы стали депутатом Госдумы. Вы ведь ранее даже не состояли в КПСС?
– Нет, конечно. Хотя меня в эту партию загоняли. Меня спасла наш парторг. Как-то мы выпили, и она сказала: да не ходи ты, ничего тебе не будет, покричат и отстанут. А потом изменились времена, и показалось, что действительно от каждого гражданина что-то может зависеть.
– Вас часто критикуют за то, что вы на протяжении своей политической карьеры меняли взгляды. Например, будучи демократом, поддерживали главу КПРФ Геннадия Зюганова на президентских выборах.
– Ну а кого я должен был поддерживать? Там было две кандидатуры.
– Зюганов и Ельцин.
– Я из двух зол выбирал меньшее. Только и всего. Вот и все мои левые взгляды.
– Сейчас, поддерживая Путина, вы также выбираете из двух зол меньшее?
– В общем да. Мне кажется, что он из всего имеющегося потенциального набора – лучшее, что может быть. И безусловно, меньшее зло, конечно.
– Вы сами принимали участие в президентских выборах в 2000 году – зачем вам это надо было?
– Ну, эксперимент.
– Но вы же понимали, что вас не изберут?
– Конечно. Я понимал, что меня не изберут, и понимал, кого изберут. Мне было интересно посмотреть, что там делается в этой системе. Что, от меня убыло что-то? Нет. Приобрел я много. Опыт, конечно. Это и необходимо политику – вот такой опыт. Выборы – это вообще интересное дело.
– Правду говорят, что после тех выборов вы сказали, что Путин своей победой обязан рабской психологии народа?
– Во время предвыборной кампании я мог все что угодно говорить. Это вещи допустимые. Мог и такое брякнуть. Хотя я помню, что говорил другое: что Путин – это черный ящик. Поскольку у него такое прошлое, такое воспитание – работа в КГБ… Ну что мы можем знать об этих людях? Они очень закрыты. Вот состоялись выборы, ящик был вскрыт, и выяснилось, что впервые лет за 90 у власти оказался образованный человек, чрезвычайно трудолюбивый. Но это не значит, что я согласен со всеми действиями Путина.
– А в чем не согласны?
– Этого я говорить не буду. Но многое меня удивляет, многого я не понимаю, многое не одобряю. Правда, иногда случается так, что я, скажем, не одобрял, а потом выяснилось, что он прав.
– Я знаю, что ваш отец был репрессирован. В последнее время у нас в обществе появилось большое количество людей, которые кричат о пятой колонне и с восторгом отзываются о репрессиях. Вам не кажется, что мы в итоге можем к чему-то похожему прийти?
– Пока не пришли? Ну а чего ж тогда кликать беду? Пока нет никаких оснований. Мне кажется, наоборот, наш президент слишком мягок.
– Даже так?!
– Конечно. Я в этом глубоко убежден. В этом у меня и основные претензии. Например, я не понимаю историю с Сердюковым.
– Никто, по-моему, не понимает.
– Мне кажется, надо быть жестче. Но это мое личное мнение.
Ради великой цели можно и кризис перетерпеть
– Я понимаю, что вы поддерживаете присоединение Крыма к России, но вам не кажется, что все-таки…
– Я никогда так не говорю. Это не присоединение, а воссоединение. Или возвращение. Вы же, как грамотный человек, не могли всерьез считать, что Крым украинский? Он же был пьяным Хрущевым передан Украине. Ничего там не изменилось, только вывески повесили.
– Тем не менее для нашей страны это, как вы сказали, возвращение дало очень тяжелые последствия…
– Какие?
– Кризис.
– И что?
– Я про то, что люди в России сейчас живут очень бедно.
– Ну что делать?
– Ради великой цели можно и потерпеть?
– Как видите, пока терпят. Положение тяжелое, ну так и что, ради этого лизать задницу кому-то надо было? И что, мы лучше бы зажили?..
– Как вы думаете, что ждет Россию в ближайшее время?
– Тяжелое время ждет. Завтра хорошо не будет. А послезавтра будет. И обязано быть.
– Вы в это верите?
– Абсолютно.
– Зачем нужен Общероссийский народный фронт (ОНФ)? Со стороны такое ощущение, что это лишняя трата огромного количества денег, потому что непонятно, что он делает.
– Почему? Он экономит, а не тратит деньги. Например, такое направление деятельности фронта, как борьба за честные закупки, сэкономило государству сколько-то рублей… не помню цифру… что оправдывает все содержание функционеров этого движения.
– Да? Но вот по подсчетам РБК, на этот фронт тратятся сотни миллионов рублей.
– Не понимаю, откуда эти деньги. Например, вот я сопредседатель ОНФ, я никогда ничего не получал, никакой зарплаты… Но, повторяю, сэкономили мы гораздо больше. Если говорить, например, о такой деятельности, как сохранение леса, борьба с черными лесорубами, то это миллиарды долларов.
– А без ОНФ не экономили, что ли? Например, та же «Единая Россия» куда смотрела?
– Пока же ничего не делалось без фронта. Я не знаю… До этого-то разворовывали во-всю и сейчас разворовывают. Но масштабы уменьшились весьма. Потому что огромное количество добровольцев встали во всех регионах на защиту леса. Рискуя жизнью иногда.
– Простите, залезу и в ваш кошелек. Я посмотрела ваши доходы – до 15 миллионов с лишним (в 2015 году). Откуда? Депутатская зарплата у вас все-таки поменьше…
– Я, между прочим, продюсер. Мы сняли штук 20 картин. Вы доходы наших продюсеров, таких как Федя Бондарчук, знаете?
– Я думаю, вы для них нищий…
– Ну, об этом и речь… Кроме того, я еще и режиссер, и сценарист. А что за это платят деньги, знаете?
– Знаю. Ваша супруга тоже работает с вами?
– Нет.
– Тогда откуда у нее в том же 2015-м доход в 4,5 миллиона?
– Я ей даю, откуда еще у нее деньги…
– Вы ей зарплату платите?
– Нет, я ей просто пересылаю на книжку, на ее счет.
– Нет. Согласно документам, она их где-то заработала.
– То есть наш общий годовой доход – 20 миллионов? Чего-то мало. По-моему, я гораздо больше зарабатываю. Что такое 20 миллионов в год? У нас миллион уходит в месяц на жизнь. На содержание дачи, бассейна и квартиры, на гостей, на одежду, на еду. Кроме того, я же не один живу, у меня есть сестры, внуки…
«У нас снимают обезьянье кино»
– Станислав Сергеевич, это правда, что вы решили уйти из кино? Почему?
– Как говорил Феллини, мой зритель умер. На самом деле он, конечно, не умер, но его зритель перестал ходить в кинотеатры. И мой тоже уже давно туда не ходит. Посмотрите вообще, какое состояние сегодняшнего кинематографа. Если перефразировать знаменитую фразу Войновича из «Чонкина», я бы сказал так: дела в кино идут плохо, то есть не то чтобы плохо, можно даже сказать, хорошо, но год от года все хуже и хуже. Примерно так. Вот в России сняли за год 130 с лишним фильмов. Часть из них на экране вообще не была – по причине тоски смертной. Погоду делают только десяток высокобюджетных фильмов. Их реклама настолько бешеная, что практически людей загоняют в кинотеатры. Да, и у нас тоже есть замечательные картины. Например, «Коллектор» Красовского или «Ученик» Серебренникова. Но это скорее исключение. В основном у нас снимают обезьянье кино.
– Потрясающее определение!
– Обезьянье кино, скроенное по голливудским лекалам. А зачем молодому зрителю эта нелепая подделка? Вот такой авторитет у отечественного кино, когда людей можно загнать на него только рекламой огромной, и таков авторитет у американского кино, которое может идти вообще без рекламы.
– Потому что народ в основном ходит смотреть в кинотеатры, извините за выражение, зрелищное дерьмо.
– Совершенно верно. Или низкопробные комедии с юмором уже ниже возможного. Вот мы сегодня любим говорить: все решает зритель. Окончательное слово за ним. За каким зрителем? В кинотеатре в основном молодежь. Она у нас не очень образованная. Если сегодня студент-медик пишет слово «пациэнт» или «поциент», то чего можно требовать от публики, которая сидит в кинотеатрах? Она ничего не должна решать. Сейчас появилась такая опаснейшая тенденция: чем фильм лучше, тем меньше на него идет зрителей. Чем он хуже, тем больше у него шансов стать популярным.
«Ох, вот была девка!..»
– Вы – человек, который нам открыл Светлану Ходченкову. Одно время вам даже приписывали некие романтические отношения. Вы как на эти слухи реагируете?
– Ну, я обычный мужик, конечно, она мне нравилась, и, между прочим, раньше даже больше, чем сейчас. Так я бы и не стал снимать артистку, которая мне не нравится. Света была просто уникальная. 19 лет, такая стать! Ну, мы и сегодня с ней работаем. То в одной, то в другой картине. Мне по сей день пересказывают объяснения в любви к ней зрителей. Ох, вот была девка!..
– Сейчас, после того, как она так сильно похудела…
– Да я-то – бог с ним… Те зрители, которые рассказывают ощущения от нее в фильме «Благословите женщину», они, наверное, разочарованы.
– Какие вас все-таки отношения связывали?
– Никакие, абсолютно. Рабочие.
– Не было даже дружеских?
– Нет. Мы, кстати, собирались сделать ей псевдоним, но чего-то я не довел дело до конца, потом пожалел.
– Почему?
– Ну… Ход-чен-ко-ва. Сложно. Она придумала так – Светлана Есенина. Я поначалу не принял эту идею. А теперь думаю: а классно, давно привыкли бы – Светлана Есенина. Но, видите, она поступила по-другому – свою трудновыговариваемую фамилию заставила всех зрителей выучить. Так что она умница.
– Ходченкова одно время пыталась покорить Голливуд и даже снималась в одном из фильмов про Росомаху. Как вы считаете, почему там у нее особо карьера не задалась?
– Ну, потому что, во-первых, не англоязычная, во-вторых, они, как говорил Задорнов, тупые. Она хорошая артистка, могла бы сниматься где угодно… И вообще, это покорение Голливуда – никому оно и не надо. Ну, снялась бы Света один или два раза в хорошем фильме. А на родине ее бы никто и не знал. Тут ее все знают.
– А почему же тогда наши актеры постоянно пытаются закрепиться в Голливуде?
– Вот это все та же обезьянья порода лезет из человека. Вот хочется, как у них… Поскольку мы кино пытаемся снимать, как у них, так и сниматься хочется у них. Не потому, что там деньги большие, там, наверное, не больше платят, чем здесь, звездам.
«Я сделал одолжение и до сих пор жалею»
– Вы на удивление человек талантливый во многом. И режиссер, и сценарист, и актер. Почему вас в последнее время не видно в кино как актера? В последний раз вы засветились, кажется, в фильме «Любовь-морковь 3» еще в 2011 году.
– Это продюсер Ренат Давлетьяров меня уговорил. Но что это за роль? Я сделал одолжение своему товарищу и до сих пор жалею.
– Вам не нравится эта роль или не нравится фильм?
– Мне не нравится ни то, ни другое. И вообще, зачем мне было там светить мордой своей? Ну а все остальное было подобное этому, что мне предлагалось. Я много лет уже отказываюсь.
– Если сейчас пригласят сниматься в каком-нибудь фильме, который вы посчитаете достойным, согласитесь?
– Нет. Уже неохота просто. Надевать костюм, грим… Да ну. Сидеть и ждать, когда тебя позовут, – это же мучения с ожиданием, пока ты войдешь в кадр.
– Вы еще и рисуете.
– Есть маленько, да. Опять-таки в последнее время уже нет.
– Почему?
– Неохота.
– Но у вас же выставки были.
– Это несколько лет назад.
– Вы почетный член Российской академии художеств.
– Ну и что?
– Для вас это хобби, которое сейчас наскучило?
– Наскучило, да. Да и как-то дар пропал. Даже рисунок не стал получаться. Ну потому что нет тренированности, школы нет. А для этого нужна школа, я даже уроков рисования ни у кого не брал.
– Вы еще и большой любитель шахмат, как я знаю. Что для вас шахматы?
– Отвлечение, развлечение, увлечение. Скажем, вот у тебя неприятности случились на работе и ты никак не можешь выгнать мысли об этом из головы. Значит, садись за шахматную доску. Абсолютно вылетает все остальное. Ты совершенно погружаешься в эту игру.
– Сергей Соловьев про вас сказал: «Такой вот характер, самый скверный характер, который я только встречал в своей жизни». Это действительно так?
– Ну, отчасти да. У нас старый спор. Он на мой характер давно жалуется.
– А вы на его?
– Нет. Он, кстати, человек очень симпатичный. А я действительно иногда невыносим бываю.
«Незаслуженно пользуюсь славой сына»
– Как же вас жена терпит уже 50 лет?
– Ну терпит же. Значит, какие-то достоинства другие существуют. Но характер у меня плохой – это правда.
– Но при этом тот же Соловьев говорит, что вы очень добрый человек. Как все это сочетается?
– Ну а чего – это несочетаемые вещи, что ли? Скверный характер и добрый человек? Все логично и совместимо.
– Не могу не затронуть тему вашего сына. К сожалению, его нет уже… Мне кажется, что поговорка «На детях природа отдыхает» не про него была?
– Да, он очень способный.
– При этом меня очень всегда удивляло то, что он, отпрыск далеко не последнего в нашей стране человека, одно время работал где-то на Севере обычным сварщиком.
– Я скажу больше. Авторитет моего сына такой высокий, что я иногда незаслуженно пользуюсь его славой. Ко мне очень часто люди подходят и говорят: «Особенно я вас уважаю за Сергея».
– И потом он много лет был военным корреспондентом, на войне потерял ногу… Все привыкли, что дети известных, высокопоставленных людей – это так называемые дети-мажоры. Как вы смогли воспитать своего сына другим?
– Ну, воспитала его скорее моя первая жена. Я мог только собственным примером наставлять. Но сильно влиять, давить на него было невозможно даже в глубоком детстве – характер у него хуже, чем у меня.
– Вы с внуками общаетесь?
– Конечно!
– А с внучкой – внебрачным ребенком Сергея?
– Редко.
– Нет времени?
– Вы ж говорили о характере… Вот у меня такой характер. У меня нет особого желания.
– Вы возглавляете благотворительный фонд социальной защиты ветеранов кинематографа…
– Я даже этого не знаю.
– Да вы что? Так написано в интернете: благотворительный фонд «Киноцентр».
– Я не знаю об этом. Может, и состою.
– Большое количество наших старых актеров сейчас, к сожалению, живут очень бедно.
– Ну, я думаю, что Никита Михалков все-таки достаточно много делает для них в Союзе кинематографистов. Кстати, я не член этого cоюза.
– Почему?
– Я был членом, но 9 октября 1993 года через газету «Известия» я объявил о своем выходе. Это случилось после расстрела Белого дома, после этих шабашей в Доме кино. Я сказал, что я в этом деле участвовать не буду.
– Михалков не зовет обратно?
– Нет. Да и какая разница – зовет, не зовет? Раз уж объявил…
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №23-2018 под заголовком «Президент слишком мягок. Надо быть жестче»
и в газете «Зажигай!» №24-2018 под заголовком «У меня невыносимо скверный характер, но я добрый».