Башмет взял Зимний: фестиваль искусств – 2019 в Сочи

«Собеседник» впервые побывал на Зимнем фестивале искусств в Сочи, более известном как «фестиваль Башмета»

Фото: Константин Хабенский подключает маэстро к спектаклю // фото: Алексей Молчановский

«Собеседник» впервые побывал на Зимнем фестивале искусств в Сочи, более известном как «фестиваль Башмета». Один из самых влиятельных классических музыкантов страны, руководитель симфонического оркестра «Новая Россия» и «Солистов Москвы» проводил мероприятие в 12-й раз. В этом году – на фоне резонансного пожара, случившегося в центре Москвы в квартире его дочери в начале февраля.

Пожар, в котором погибли восемь человек, обсуждала вся столица. На следующий день у Юрия Башмета была назначена фестивальная пресс-конференция буквально в нескольких десятках метров от того дома, и он не смог на ней выступить, сославшись на плохое самочувствие. Тем не менее фестиваль состоялся, приехала на него и хозяйка той злополучной квартиры – Ксения Башмет.

Маленький принц Хабенский

Зимой жизнь в Сочи не замирает ни на день. За бортом – плюс семь, морем остается наслаждаться только визуально, хотя моржей на знаменитых пляжных камушках вполне можно встретить. После Олимпиады и чемпионата мира по футболу город сияет и теперь не уступает курортам Лазурного Берега. В гостиницах центра города – полный аншлаг. Мероприятия идут нон-стопом: фестиваль Башмета стартовал сразу после инвестиционного форума с участием Путина и Лукашенко, и наш президент отправил телеграмму по случаю открытия, получается, из Сочи в Сочи.

Главным гостем фестиваля, помимо самого Юрия Башмета, остается Константин Хабенский. Каждый год сочинский форум открывается в Зимнем театре его моноспектаклем «Маленький принц» по мотивам сказки Сент-Экзюпери. Хабенский барахтается в песочнице, надевает на себя огромный шар и братается с одним из зрителей. Спектакль не так уж прост для восприятия, но организаторы считают его визитной карточкой. «Маленький принц» идет в живом сопровождении «Солистов Москвы», а Башмет даже немного участвует в представлении, и у его легендарного альта – ровесника Моцарта – есть в спектакле эпизодическая, но важная роль.

Если Башмет с Хабенским брали Зимний, то студенты Школы-студии МХАТ (театральной мастерской Дмитрия Брусникина) – здание сочинского Морвокзала. Пара театральных проектов неплохо вписалась в это окруженное гламурными яхтами помещение. А еще театральный фестиваль «Территория» привез в Сочи уникальный проект – спектакли, которые проходили прямо в... квартирах горожан.

«Ужасный концерт» для альта с оркестром

Музыкальная программа – под стать театральной: в Сочи никто себя не держит в рамках. Можно, конечно, послушать и Моцарта с Бетховеном, но это в камерном органном зале, где дает отчетные концерты молодежь, приезжающая на фестиваль подучиться: образовательная программа тоже мощнейшая! А «Солисты Москвы», без преувеличения, пускаются во все тяжкие.

– Сегодня будет ужасный концерт, – объявляет Башмет на открытии вместо пламенных официальных речей. – Мы не обидимся, если кто-то уйдет, вернется... или не вернется.

Новое произведение современного композитора Валерия Воронова вызывает в зале непонимание: кажется, что это хаотичный набор звуков, далеких от гармонии. И Башмет, приглашая на сцену автора после исполнения, бросает в зал: «Хочется, конечно, спросить, что ты имел в виду».

Еще одна вещица, о которой, несомненно, будут говорить, – музыка, написанная компьютером. Премьера! Впервые в истории! Правда, в ходе фестиваля Башмет признался, что созданную машиной комбинацию звуков обработал композитор Кузьма Бодров, который написал музыку и к спектаклю Хабенского. Организаторы ссылаются на опыт шахматных компьютеров: сначала, мол, их обыгрывали второразрядники, а теперь перед искусственным интеллектом пасуют лучшие гроссмейстеры. Кузьму мне удалось поймать за кулисами, и в итоге он признался, что компьютер все-таки никогда не сможет заменить композитора.

– Компьютер выдал 25 файлов в изложении для фортепиано, что-то вроде мелодии, – сказал г-н Бодров. – Но они очень хаотично устроены. Зерно вроде есть, секунд на 7–10 цепляет, а потом оно повторяется, но как-то произвольно, неструктурированно. Можно сказать, мне дали кирпичи, а я из них построил здание.

– Но слушать это можно?

– В концертном исполнении – нет. Это не представляет интереса.

«Может, соберем с горожан?»

Самым неприятным, пожалуй, стал конфликт фестиваля с администрацией города Сочи, которая всегда его поддерживала. Команда Башмета попала почти в такую же ситуацию, как когда-то Игорь Крутой в Юрмале: от города нет поддержки. Зимний фестиваль получает федеральные гранты, но утверждает, что этого не хватает. Переговоры на довольно высоких тонах между организаторами и мэром Сочи Анатолием Пахомовым продолжились прямо на пресс-конференции перед телекамерами. И это чем-то напоминало диалог двух очень разных музыкальных инструментов – скажем, альта и ударных.

– Если официальные люди участвуют, то и бизнес подтягивается: спонсоров легче уговаривать, нужно увидеть отсутствие равнодушия, участие, – напирал на мэра Башмет.

Мэр держался стойко и честно говорил, что не хочет сесть в тюрьму:

– Если деньги поступают из бюджета города, наступает уголовная ответственность. У нас уже [были случаи]. Больше не буду на эти вопросы отвечать. Я сказал: мы поможем.

– Вопрос не в трех копейках от города и края, – продолжал играть свою партию маэстро. – А в том, чтобы я мог сказать олигархам, что нас поддерживают.

– Мы можем финансировать [проекты] только в рамках тех полномочий, которые у нас есть. А они у нас сползли к обеспечению жизнедеятельности: ЖКХ, транспорт... У нас сейчас даже министерства здравоохранения нет. Может быть, мы соберем с каждого горожанина? – градоначальника от отчаяния потянуло на краудфандинг.

– Горожане билеты покупают, – защитил народ директор Башмета Дмитрий Гринченко.

Билеты на топовые концерты могут доходить до 7 тысяч рублей, но зал почти всегда полон. Послушать есть что: в этом году приезжала и блестящая джазовая пианистка, лауреат «Грэмми» Дайана Шур, была битва двух мужских хоров – «Рустави» из Грузии и A Filetta с Корсики, а «Солисты Москвы» аккомпанировали экзотическим музыкантам, играющим на редких этнических инструментах, которые свезли в Сочи со всего мира – от Киргизии до Аргентины.

прямая речь

Юрий Башмет: Пожар не повлиял на фестиваль

Юрий Абрамович – заядлый курильщик. Ему, несмотря ни на что, дозволяется курить в гримерке Зимнего театра. Корреспондент «Собеседника» заглянул туда после окончания одного из концертов «Солистов Москвы».

– Юрий Абрамович, как драматичная история с пожаром в квартире вашей дочери повлияла на вас и на программу фестиваля?

– Профессиональные органы работают, они сделают заключение, и тогда мы все узнаем. Конечно, это трагедия невероятная. Особенно ужасно, что люди погибли. Слава Богу, мои выскочили, не пострадали. А так это потеря в хорошем месте замечательной квартиры. Непонятно, что будет и как будет. А на фестиваль, на программу никак не повлияло. Может быть, только на настроение, на исполнение. В Сочи прилетела моя дочь со своими детьми, чтобы выступить. Она не выпала из профессиональной жизни. 

– Вы выбираете неоднозначную новую музыку. После одной из мировых премьер прямо со сцены сказали композитору: «Хотелось бы понять, что ты имел в виду»...  Других композиторов сейчас нет или вам хочется экспериментов?

– У каждого из этих композиторов уже очень много фанатов в своих направлениях. Это не просто мальчики и девочки. Я гарантирую исполнение их произведения. Одного как минимум. Если это интересно и они доработают, оно будет жить дальше. Мне интересно, чем живет сейчас музыкальный мир, поэтому мы все время и провоцируем. Уверен, что у нас появятся будущие Шостаковичи, Шнитке...

– Но вы все-таки опасались, что публика выйдет из зала... 

– Может быть, пара человек и вышли. У нас публика замечательная. Вот их ругают, когда они аплодируют между частями, но я бы не стал ругать. У нас зритель, если что-то не понимает, он себя винит.  Думает: наверное, мне тяжело было, потому что я не понял, потому что это какой-то новый космос.

– Чем закончится история взаимоотношений с городом Сочи?

– Мэр всегда поддерживал, он очень любит фестиваль, мы всегда с ним открывали и закрывали его, все было в порядке. Но в последнее время какие-то сложности, я в этом даже не сумел разобраться, хотя он мне объяснял. Он очень переживал и пообещал найти способы поддержать. 

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №07-2019 под заголовком «Башмет взял Зимний».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика