На чужих ошибках. Кого и чему учат в российских рэп-школах

Sobesednik.ru узнал, зачем россияне ходят в рэп-школы, какие ученики становится звездами и нужен ли нам учебник рэпа

Фото: Рэпер Тимати // Фото: Global Look Press

Sobesednik.ru узнал, зачем россияне ходят в рэп-школы, какие ученики становится звездами и нужен ли нам учебник рэпа.

За последние годы стало очевидно, что рэп прочно утвердился в российской культуре. Популярные рэперы собирают многотысячные стадионы. Редкое телевизионное шоу обходится без рэп-звезды, которая либо выступает на сцене, либо сидит в жюри. Их приглашают в Госдуму, о них говорит президент, а одиозный депутат Виталий Милонов, который еще недавно предлагал расстрелять Оксимирона и Гнойного, зачитывает рэп в поддержку хип-хоперов.

Раз-два и обчелся 

Россияне не только слушают рэп, но и сами пытаются его исполнять. Большинство занимается самообучением, но некоторые обращаются за помощью к профессионалам. Найти педагога по рэпу непросто. В России едва ли наберется с десяток школ и мастерских, где маститые рэперы делятся своим опытом. 

«Людей, которые хотят начать читать рэп, стало больше, но поиском преподавателей мало кто занимается, потому что пока мало кому приходит в голову, что вообще есть такие заведения — рэп-школы, — рассказал Sobesednik.ru основатель продюсерского центра Burn Your Records Антон SunRay (Дух Дракона) Кудрин. — Рэп не преподают в музыкальных школах, потому что он, по сравнению с вокалом, зародился относительно недавно. Петь учились еще в древние века, а рэп появился примерно 50 лет назад. Нет никаких учебников, никаких стандартов исполнения, люди до сих пор спорят из-за определений — что и как называть». 

Рэп-исполнитель Виктор «Витек» Раковский, который три года назад открыл в Петербурге свою рэп-школу, говорит, что музыкантам не хватает времени и организаторских талантов для того, чтобы обучать молодняк:

«Они не всегда могут даже свое творчество организовать. Хорошие организаторы редко встречаются. У меня огромное число талантливейших знакомых, которые записали всего один-два трека — и на этом все. Они просто не могут добить свой материал и дальше развиваться. Они этим не занимаются ввиду своей лени и неорганизованности. Моя рэп-школа — это для души, а не ради денег», — сказал Раковский, добавив, что один из его курсов дает ему дополнительный доход в размере примерно 40–50 тысяч рублей. 

Виктор «Витек» Раковский // Фото: личный архив

Участник группы Bad Balance Альберт Краснов, выступающий под псевдонимом Al Solo, признался нам, что он знает только одну рэп-школу в России — ту, которую он сам же и основал. 

Обучение в Burn Your Records стоит от 17 до 100 тысяч рублей в месяц в зависимости от задач, которые ставит перед собой начинающий рэпер. Базовый курс обучения в школе Виктора Раковского, состоящий из восьми занятий, обходится в 10 тысяч рублей. Al Solo за месяц занятий по «Скайпу» берет 10 тысяч рублей. Видеокурс «Искусство рэп-речитатива» можно приобрести на сайте его школы за 4,7 тысячи рублей. 

«Не исключаю, что однажды может найтись небедный и одновременно скромный подросток, который с отличным учителем научится читать так, что будет затыкать за пояс мастеров слова, — сказал Sobesednik.ru журналист, переводчик комиксов «Родословная хип-хопа» Никита Величко. — Но пока что это только теория: насколько я знаю (могу ошибаться), подобных примеров в мире еще не появилось». 

Слава задорого 

Воспитанники Burn Your Records учатся писать и читать рэп, записывают песни в профессиональной студии, выступают на сценах московских клубов. Центр предлагает продюсерские услуги: здесь помогают получить «стартовую известность», а также разместить свой трек или клип в соцсетях и на YouTube. Еще ученикам обещают «ввод в тусовку рэперов», но по факту это значит, что они будут посещать рэп-концерты и учиться у старших коллег, которые уже добились определенного успеха на своем поприще. Как говорит основатель лейбла, в его школу приходят в основном люди, для которых рэп является хобби и способом эмоциональной разрядки. Самое большее, на что они рассчитывают, — стать известными в пределах своего района или города.

«Как показывает моя практика, в большинстве случаев люди не стремятся стать известными, потому что это требует слишком много знаний, сил и финансовых вложений. Чтобы написать коммерчески успешную песню, которая была бы в тренде, нужно как минимум 150 тысяч рублей. Снять хороший клип, который будут брать на телеканалы, — это еще полмиллиона. Один человек из ста действительно готов стать известным и куда-то пробивается. За всю историю нашей школы было всего два ученика, которые дают концерты и ротируются на телеканалах. Но они не просто учились у нас, они ездили по стране, снимали клипы, проводили пиар-кампании», – рассказал Антон SunRay Кудрин.

Антон SunRay Кудрин // Фото: личный архив

В школу Виктора Раковского записываются как подростки, мечтающие о звездной карьере, так и взрослые люди, которые хотят творческой самореализации. «Меня удивило, что к нам приходят и "приличные" люди, которым, как мне казалось, рэп не может быть интересен. Но они этим занимаются и у кого-то даже неплохо получается. Бывает, что к нам приходят совсем нулевую люди. Через несколько занятий я им говорю: "Ребята, без обид, но у вас нет определенных базовых навыков, я не вижу смысла заниматься". Кто-то отсеивается, но почти у всех, у кого имеется чувство ритма, есть определенный рост с нашей программой». 

Школа Альберта Al Solo Краснова работает под девизом «Писать треки, которые будут слушать люди». Рэперу важно, чтобы после обучения у его учеников оставались композиции, с которыми им не стыдно было бы двигаться дальше. «Учиться этому надо в любом случае. Смотрите только, к кому вы обращаетесь и что они предлагают. Обычно ученики, с которыми рэперы делятся своим опытом, экономят свое время и не набивают тех ошибок, что набивали их учителя. В школе рэпа ты можешь за месяц-два освоить то, на освоение чего мы потратили десятки лет», — уверяет он.

Рэп-школы экономят ученикам силы и время, соглашается с ним Раковский: «Мы потратили на обучение, грубо говоря, десять лет, а благодаря нашей школе этому можно научиться в разы быстрее. Хорошего уровня добиться можно за пару лет, если делать то, что мы говорим».

Учебник рэпа

В этом году продюсерский центр Burn Your Records планирует открыть свои филиалы в нескольких городах страны и выпустить учебник, по которому можно будет учиться сочинять и исполнять рэп. Если есть книги по вокалу, то почему бы не опубликовать пособие для тех, кто хочет стать рэпером?

Виктор Раковский в целом одобрил идею коллег. Он сказал, что обязательно полистает такую методичку, если она выйдет. При этом он задался вопросом: «А не лучше было бы сделать серию видео-уроков? Ведь здесь важно показывать пример. Теории можно наговорить сколько угодно. Если ты этого не слышишь, ты не сможешь это в учебнике прочитать. Надо, как раньше на уроках английского языка говорили, "listen and repeat"».

Альберт Al Solo Краснов // Фото: личный архив

Журналист Никита Величко напомнил, что в книге «The Rap Anthology» рэп характеризуется как «форма самовыражения, определяемая набором правил, доступных всем и оживляемых творчеством каждого, кто узнаёт историю рэпа и практикует рэп-мастерство». 

«В самой идее выпуска учебника я ничего плохого не вижу — вопрос в том, насколько добросовестно будет выполнена эта работа, — говорит Величко. — Было бы здорово попросить советов у действительно хороших рэперов, как это сделал Пол Эдвардс для англоязычной книги "Как читать рэп: Искусство и наука хип хоп эмсиинга". И, конечно, стоило бы понятно рассказать про технические основы с конкретными примерами. Вполне возможно, эта книга будет интересной и для кого-то полезной, хоть для каждого по-настоящему желающего научиться читать рэп открыты лавины текстовой и какой угодно другой информации в интернете». 

Рэп — это модно? 

Антон SunRay Кудрин считает, что рэп был модным в период с 2008 по 2011 года, когда он решил открыть свою школу. На тот момент ему стало понятно, что такая услуга будет востребована. В то время, вспоминает Кудрин, проходили крупномасштабные онлайн рэп-баттлы, о которых не слышала широкая публика. Число участников этих баттлов неуклонно росло: если в 2008 году их было около пяти тысяч, то через пару лет — 10 тысяч. 

«Сейчас мы видим закономерное следствие этого, — говорит наш собеседник. — Людям просто нравится эта форма выражения. Некоторым нравится слушать осмысленные (во всяком случае, у некоторых рэперов) тексты. Некоторым, может быть, просто нравится качать головой. Я не могу объяснить, почему к рэпу проявляют такой интерес, но есть неоспоримый факт: рэп — это 50% рынка музыкальной индустрии».

Альберт Al Solo Краснов полагает, что сейчас пользуется популярностью не столько рэп, сколько «рифмование оскорблений» на разных интернет-шоу наподобие Versus. «Люди, которые в этом не сильно разбираются, называют это рэпом. Но это такой литературно-комедийный жанр. Моду на рэп я связываю с этими баттлами, это привлекло внимание большой аудитории», — объясняет Краснов. 

Виктор «Витек» Раковский не в восторге от современного рэпа, которым сегодня заслушивается российская молодежь. Эта музыка по стилю и по содержанию отличается от того, что изначально делали рэперы в нашей стране. «Музыка сильно поменялась, сильно помолодела, — констатирует рэпер. — Но молодежь, которая это слушает, имеет свое видение рэпа. А основной всплеск интереса к рэпу я бы отнес к 2009–2012 годам. Потом был спад, сейчас есть некоторый подъем. Просто молодежи, которая это слушает, стало больше, чем в 2008 году».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика