На культурном форуме в Петербурге гордились музеями и вспомнили о Серебренникове

«Собеседник» побывал на ежегодном культурном форуме в Петербурге, который в этот раз собрал 35 тысяч участников

Фото: Почетные гости форума Андрон Кончаловский и Владимир Мединский // фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

«Собеседник» впервые побывал на ежегодном культурном форуме в Петербурге, который в этот раз собрал 35 тыс. участников. Культурный блок правительства горд тем, что удалось утереть нос экономическому форуму: там было всего около 20 тыс.

Год назад вокруг культурного форума разгорелся скандал: СМИ опубликовали «черный список»: якобы на площадке не захотели видеть Сокурова, Акунина, Серебренникова и других неблагонадежных для власти товарищей. В Минкульте тогда всё опровергли (Сокуров, мол, вообще каждый год – почетный гость), но в этом году среди секций и докладов людей из того списка отыскать не удалось.

Эрнст как внебрачный сын Галича

О том, почему гала-открытие форума проходит ближе скорее к его закрытию, я поинтересовался у девушек-волонтеров на Дворцовой площади. «Наверное, то было просто открытие, а тут прям ГАЛА!» – воскликнули они. «Прям ГАЛА», как выяснилось, заключалось в том, что на церемонию приехал Владимир Путин. К его графику все и подверстали.

Визитом Путина можно объяснить и некоторые другие нестыковки. Я, например, в субботу утром спешил на дискуссию с Тихоном (Шевкуновым) и Захаром Прилепиным о военной теме в литературе, но ни тот, ни другой не пришли (оказалось, что Путин из Питера летел к митрополиту Тихону в Псков, и духовник, видимо, готовился к этой встрече). 

Вместо двух спикеров с запасного пути в бой был пущен бронепоезд по имени Юрий Поляков. Писатель, обильно попиарив свои книги, пьесы и медиа, с сожалением заметил, что «юбилей Солженицына (11 декабря – 100 лет. – К. Б.) отметят круче, чем Горького и Тургенева». «У нас любят тех, кто пострадал от власти, – сетовал Юрий Михайлович. – Вот шумно отпраздновали сто лет Галича. Такое впечатление, что Эрнст – внебрачный сын Галича: так он был счастлив!» После фразы Полякова «Дайте мне на год федеральный канал – и через год все школьники будут знать и любить военную литературу» я предпочел эвакуироваться с собрания и помчался на заседание духовиков (не путать с духовниками).

Среди тех, кого волнует судьба духовых оркестров страны, были заявлены Игорь Бутман, Сергей Мазаев, вице-премьер Ольга Голодец и виолончелист Сергей Ролдугин – тот самый скромный друг президента Путина, о котором пишут, что он богаче Мадонны и Пола Маккартни, вместе взятых. Хотелось просто посмотреть на этого уникального музыканта, поздравить с тем, что его фонд получил еще 6,5 млрд бюджетных рублей, и спросить, нравился ли ему в детстве мультфильм «Приключения капитана Врунгеля», в котором Венеру прятали в футляре от контрабаса на яхте «Беда». Но Ролдугина, которому вряд ли интересна дискуссия о том, как найти деньги, обнаружить среди его коллег не удалось. 

Курирующая культуру вице-премьер Ольга Голодец выполняла на форуме чисто представительские функции: награждала победителей конкурсов и зачитывала приветственные речи. В Эрмитажном театре ее очень ждал Николай Цискаридзе, между делом рассказывая журналистам о своей миссии в Академии балета имени Вагановой, где после конфликта с Большим театром он трудится ректором.

– Нет рвения к знаниям, – сетовал он на современных воспитанников. – К сожалению, все очень поверхностно стало. 

О форуме Николай сказал так:

– Как человек, родившийся в новогоднюю ночь, я праздники не люблю. Предпочитаю просто будний день, когда можно спокойно встать, пойти на работу и спокойно порепетировать в зале с учениками.

Клоун Вячеслав Полунин нашел себе место под столиком // фото: Александр Рюмин / ТАСС

А вот Владимир Мединский был позитивен и энергичен. 

– Мы немного завидуем Италии, что у них больше наследия ЮНЕСКО, но не считаем, что будем с этим мириться! – сказал он в присутствии своего итальянского коллеги. – Активно работаем с ЮНЕСКО над увеличением культурного наследия. Выпустили книжку, где есть те места в России, которые надо посетить в своей жизни – так сказать, before you die («до того, как умрешь». – К. Б.).

Тут же российский министр выдал и причины прекрасного настроения и небывалой уверенности: за пять последних лет посещаемость музеев в России, по его данным, выросла на 40%, театров – на 42%, кинозалов – на 100%. 

«Сергей Кужугетович поделится»

Руководитель секции «Кино» Федор Бондарчук был по-деловому сосредоточен и сухо отчитывался об успехах своего «Притяжения» за рубежом. Это правильно: когда твоя отрасль на подъеме, есть смысл снимать сливки, а не лопаться от гордости.

Федор Бондарчук и Ольга Голодец остались довольны встречей // фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Игорь Бутман был загружен своим фестивалем Jazz Across Borders в рамках форума.

– Джаз нуждается в финансировании, – доказывал он в кулуарах. – У нас есть поддержка для симфонических оркестров, оперы, балета. А для джаза есть? Есть, но мало.

– Денег на всех не хватит, – присоединяюсь к разговору.

– Хватит денег! Хватит! – В этот момент Игорь загорелся так, как будто перед ним не диктофон журналиста, а саксофон Чарли Паркера, и выдал потрясающее по эмоциональным перепадам соло: – Это не значит, что нужно у кого-то забрать. Может, нужно меньше денег давать на военный бюджет? (Подумав.) Сейчас он нам нужен, но когда мы завоюем весь мир... (еще раз подумав) ...джазом, тогда Сергей Кужугетович поделится. Он только рад будет! Ведь искусство – это мягкая сила!

Евгений Миронов приехал в Петербург, чтобы почтить вниманием худрука Александринского театра Валерия Фокина, который отмечает 50 лет творческой деятельности. Денег не искал и в дискуссиях не участвовал.

– А есть в русском театре проблемы, о которых вы хотели бы поговорить? – спрашиваю Евгения Витальевича перед его выходом на Новую сцену Александринки.

– Да, есть! Откуда-то появляются люди – якобы борцы за традицию. Наверное, это болезнь времени. Я – артист традиционного театра, но театр не может быть в жестких границах, для театра это смерть. Режиссер, как антенна, должен ретранслировать сегодняшние проблемы. Поэтому я считаю, что мат возможен. Но не мат ради мата, а там, где художник не может без него обойтись, как в жизни.

– Вам есть что сказать по процессу Кирилла Серебренникова?

– Сказать пока нечего. Следим. Волнуемся. Переживаем.

История с Серебренниковым всплыла на форуме в самый последний момент. И даже не совсем на форуме. Юбиляру Фокину вручали высшую театральную награду Европы. По этому случаю всю европейскую церемонию проводили в Александринке. Именно тут и появились люди из того «черного списка» Минкульта – Лев Додин, Андрей Могучий, – а польский лауреат элегантно заметил: «Кажется, где-то тут я видел и Кирилла Серебренникова», намекая, что подсудимый – режиссер незримо присутствует в зале.

Приз Фокину вручал Додин – настоящая гордость питерского, российского, да и мирового театра, который получал эту же Европейскую театральную премию в 2000 году.

– Мы все выражаем надежду на то, что в отношении большого режиссера Кирилла Серебренникова будет принято справедливое решение, – сказал Додин, пожертвовав торжественностью момента. – Что он воплотит в своих работах этот печальный опыт. Это печальный опыт и для нас. В течение этих полутора лет театральное сообщество проявило единодушие, протестуя по отношению к тому, что делают с художником... Россия – неотъемлемая часть Европы, кто бы ни хотел отделить Россию от Европы и Европу от России.

– Мои коллеги всё сказали, – подвел итог не любящий разглагольствовать Фокин. – О том, как мы живем и что надо делать. Про Кирилла и вообще. 

 

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №45-2018 под заголовком «Культурно посидели».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика