Джармуш и Аллен вместо теплых носков: 6 фильмов против осенней хандры
Sobesednik.ru — о том, как с помощью кино сбежать от реальности и спастись от депрессии в дождливые осенние дни
Sobesednik.ru — о том, как с помощью кино сбежать от реальности и спастись от депрессии в дождливые осенние дни.
Когда столбики термометров беспощадно ползут вниз, а каждая капля попадающего на вашу новую замшевую обувь дождя предрекает усиление экзистенциального кризиса, все мы точно знаем: пора запасаться терпением и теплыми носками.
А ускорить приближение более благоприятного для психики сезона, где будут елка, подарки и длинные выходные, поможет наша новая киноподборка. С одной оговоркой: фильмы связаны с осенью весьма опосредованно и являются чистой вкусовщиной автора.
«Пурпурная роза Каира» Вуди Аллена (1985)
Один из способов хотя бы на время сбежать от депрессии подсказал нам главный меланхолик Голливуда — Вуди Аллен. Только вот депрессия у него не осенняя, а Великая: скромная официантка Сесилия, спасаясь от неудачного брака и безнадеги в США 30-х годов, зачастила в кинотеатры. Во время полуторачасового сеанса она может переживать чужие жизни в других странах и эпохах, но все заходит слишком далеко: в один из очередных посещений кинотеатра ее кумир Том Бакстер, «Мистер Совершенство», сходит с черно-белого экрана в зрительный зал, чтобы воплотить мечты героини об идеальной любви. Романтизм Аллена здесь, как и в большинстве его картин, идет бок о бок с циничной ухмылкой и горькой иронией: не зря режиссер помещает своих героев в минорные пейзажи осеннего Нью-Йорка, который напоминает забывшемуся зрителю о необходимости вернуться из романтической сказки в скучную реальность, дабы не повторить судьбу до сумасшествия влюбившейся в кино Сесилии.
«Выживут только любовники» Джима Джармуша (2013)
Весьма неожиданно увидеть имя Джармуша в топе фильмов-антидепрессантов. Но и на одного из основных постмодернистов современного кино, как говорится, бывает проруха. В данном случае речь о невероятно камерной и меланхоличной картине о бессмертной (в прямом смысле) любви. Главные герои — древние вампиры Адам и Ева, дополняющие друг друга, словно инь и ян. Адам (Том Хиддлстон) — ударившийся в депрессию музыкант, искренне презирающий людей за пустоту их жизней, Ева же (Тильда Суинтон) — жизнерадостная ценительница искусства, периодически пытающаяся прогнать хандру своего возлюбленного. В очередной раз их жизни переплелись в американском Детройте, где бессмертные любовники до поры до времени наслаждаются бесконечными философскими разговорами в интерьерах эдакого современного вампирского декаданса. Несмотря на то, что лента выдержана в элегических нотах и холодных тонах, Джармуш не оставляет у зрителя сомнений в жизнеутверждающем характере всего, что происходит на экране: Адам и Ева жаждут жить и любить... По-джармушевски.
«500 дней лета» Марка Уэбба (2009)
Эта наверняка знакомая многим мелодрама с элементами комедии рассказывает историю юноши по имени Том (Джозеф Гордон-Левитт), пытающегося преодолеть депрессию после расставания с девушкой Саммер (чье имя обыгрывается в названии ленты), которую он считал «той самой, единственной». Исчезновение миловидной и харизматичной Саммер (Зои Дешанель) заставляет героя пережить все стадии горя от отрицания и гнева до принятия и искренней радости за личное счастье своей бывшей возлюбленной. «Лето» Тома проходит, уступая место «осени», которая здесь символизирует не увядание природы, а перерождение персонажа и начало новой любви. Снятый в удивительно приятных глазу теплых красках фильм подкупает еще и музыкальным сопровождением: несколько тем из саундтрека к нему написаны бывшей жительницей Выхино Региной Спектор, томный голос которой выведет из депрессии даже самого ярого меланхолика.
«Покровские ворота» Михаила Козакова (1982)
Осенью 1956 года в стесненных условиях московской коммуналки собралась невероятно странная компания: казанова советской закалки Костик, приехваший в Москву учиться в аспирантуре, не брезгующий горячительными напитками куплетист Аркадий Велюров и любовный треугольник в составе чувствительного поэта Льва Хоботова, его бывшей жены Маргариты и ее нового жениха Саввы Ефимова. Судьбы объединенных лишь общей жилплощадью людей показаны Михаилом Козаковым отнюдь не без доброй иронии: на протяжении фильма герои искренне помогают друг другу, занимаются коллективным творчеством, способствуют побегу из больницы, влюбляются и ссорятся. Приключения москвичей не зря перенесены режиссером из 1982-го в 56-й год — светлая ностальгия по ушедшей «оттепели» вкупе с осенними видами уходящей в историю советской Москвы под песни Булата Окуджавы как нельзя лучше вторят настроению уставшего от осенних холодов современного зрителя.
«Охота на дикарей» Тайки Вайтити (2016)
Новозеландский режиссер Тайка Вайтити, чье имя с недавних пор знакомо не только любителям андеграундных комедий («Реальные упыри»), но и почетателям блокбастеров о супергероях («Тор: Рагнарек»), в 2016 году снял глубокодраматичную комедию о странном союзе двух изгоев: нелюдимого лесника Гека и упитанного хулигана Рикки.
Живущая в уединении пожилая пара (Гек и Белла) готова взять на воспитание отвергнутого всеми сироту с бандитскими замашками (Рикки), однако когда жена умирает, Гек не находит в себе сил вернуться к нормальной жизни, а Рикки, успевший привязаться к тепло отнесшейся к нему женщине и не желающий возвращаться в интернат, решает сбежать в леса Новой Зеландии. Нелюдимому Геку не остается ничего, кроме как отправиться на поиски своего воспитанника. В погоню за двумя «дикарями» выдвигается целая армия во главе с работником социальной защиты Полой.
Эта лента Вайтити, выстроенная вокруг абсурдных ситуаций, не акцентирует внимание зрителя на трагичности судеб главных героев, а заставляет искренне смеяться над окружившими их неурядицами. Явно вдохновленный «Королевством полной луны» Уэса Андерсона, режиссер заимствует у своего американского коллеги тепло-желто-зеленую цветовую гамму и симметрию кадра для создания глубокой комичности. «Охота на дикарей» заставит переосмыслить собственную депрессию и с иронией отнестись к осенней хандре.
«Вдали от обезумевшей толпы» Томаса Винтерберга (2015)
Лента недавнего соратника Ларса фон Триера по «Догме 95», датчанина Томаса Винтерберга, уже забросившего всякие кинематографические постулаты и снимающего преимущественно для американского рынка (взять хотя бы готовящийся к выходу в 2018 году и претендующий на звание очередной «клюквы» фильм «Курск») оказалась самым странным пунктом нашего списка.
Нет в ней ни осени, ни готового рецепта, как побороть уныние. Зато есть добротный сценарий, адаптирующий одноименный роман, пожалуй, самого депрессивного английского классика Томаса Харди. В центре сюжета — сильная женщина (что уже вполне соответствует запросам существующей повестки) в исполнении Кэри Маллиган, унаследовавшая от дядюшки ферму и решившая вести дела в одиночку, не выходя замуж. Рядом с ней — трое вечных поклонников, один из которых недостаточно утонченный, но зажиточный фермер, другой — нелюдимый респектабельный холостяк, ну а третий — самовлюбленный красавчик-сержант, готовый разбазарить все приданое своей возлюбленной.
Насыщенные цвета тусклых, но не лишенных своей прелести английских пейзажей придают ленте особое меланхоличное очарование. А суровые корсеты Кэри Маллиган и показанное в фильме ханжество викторианского общества сделают более приятным возвращение зрителя в «обезумевшую толпу» реального мира.