"Тор: Рагнарек": на всякого супергероя довольно пафоса
Новозеландец Тайка Вайтити борется с супергеройскими стереотипами: Sobesednik.ru — о фильме «Тор: Рагнарек»
Новозеландец Тайка Вайтити борется с супергеройскими стереотипами: Sobesednik.ru — о фильме «Тор: Рагнарек».
Среди всех отснятых студией Marvel за последние 10 лет (сразу поясню, что начинаю отсчет с первого «Железного человека», ведь именно тогда студия запустила настоящую конвейерную ленту по производству картин о людях в трико) имелись и более, и менее смешные, и с намеком на серьезность, и даже вполне удачные фильмы. А их поражающий воображение плотный график производства заставляет подумать о возникновении нового массового жанра «супергеройское кино». Однако пока ни одной из этих лент не удавалось еще стать цельным и завершенным представителем намечающегося направления: зачастую вызывающий тошноту у зрителя наивно-героический пафос и дорогостоящие спецэффекты здесь перекрывают намеки на сюжет, юмор и характеры персонажей. Это мы видели и в пресловутых «Мстителях», и в недавнем «Докторе Стрэндже», и в «Человеке-муравье», что уж говорить о целых двух лентах о Боге грома из Асгарда, где засветились сразу два уважаемых в мировом киноискусстве (именно киноискусстве, а не просто кино) актера — обладательница «Оскара» Натали Портман и любимец Ларса фон Триера Стеллан Скарсгард.
Но теперь о «Торе» нынешнем. За экранизацию «Рагнарека» (стало быть, уже третьей части фильмов про сына Всеотца Одина) взялся малоизвестный широкой аудитории новозеландец Тайка Вайтити. «Малоизвестный» тут ключевое слово, потому как именно это обстоятельство помогало режиссеру сделать все его предыдущие ленты преимущественно камерными. Так вот, к «Тору» Тайка подошел со всей своей несерьезностью: чего только стоят появившиеся в интернете комедийные ролики о жизни Бога грома в Австралии, снятые в любимых жанрах Вайтити — хроника и интервью. Режиссер уже работал в этом стиле: тогда шуточная, смонтированная где-то на коленке короткометражка вылилась в отличную комедию со странным юмором «Что мы делаем в темноте» (по версии российских переводчиков — «Реальные упыри»). Поэтому для знакомых с творчеством новозеландца не было сюрпризом, что новый «Тор» станет именно комедией, однако под вопросом все еще оставалась не менее важная для любого режиссера Marvel цель: как совместить развлекательный формат Disney, супергеройский пафос и при этом сделать фильм действительно смешным?
Сразу скажу: у Вайтити это получилось, и получилось, пожалуй, лучше, чем в «Стражах Галактики», которые ко второй части скатились к совсем уж туалетному юмору. А весь выигрыш новозеландца заключается в его по-настоящему революционном для супергеройского кино шаге: полностью отказаться от былого пафоса «Мстителей», сосредоточившись на юморе и световом шоу. Нет, не поймите неправильно, супергеройские фразы в стиле «Сейчас ты узнаешь, кто я на самом деле» от готовящегося превратиться в Халка Брюса Беннера здесь, разумеется, есть — ну а куда же без них? Только вот Вайтити искусно их обыгрывает, «выезжая» на известном рекламщикам приеме разрыва стереотипа. И вот уже та самая пафосная фраза прыгающего вниз из космолета Беннера отзывается в зрительном зале не усталым вздохом, а взрывом хохота.
Еще одна удача Вайтити — кислотно-дискотечная цветовая гамма, будто родом из 80-х. И пусть это скорее решение «сверху», поскольку все картины Marvel «в космосе» обязаны быть игрушечно-яркими, тут все же стоит отдать должное режиссеру, следящему за трендами, поскольку старые добрые 80-е прочно вошли в репертуар современных киноделов: «Очень странные дела», «Малыш на Драйве», да даже снимающий далекое от массового зрителя кино Николас Виндинг Рефн не преминул насытить свои «Драйв» и «Неонового демона» глэм-электро музыкой того времени.
Созданная режиссером синтетическая среда поначалу кажется дешевой переработкой пошлой марвеловской цветовой гаммы, однако уже к середине фильма прозреваешь: чрезмерная яркость, азартность и практически полное отсутствие мотивации персонажей вовсе не являются упущением режиссера, а становятся его намеренным решением. Новозеландец всего-навсего перестает заигрывать с серьезностью, понимая, что никакие умело прописанные диалоги и сюжетные линии не спасут супергеройское кино от массовой претенциозности (это вообще-то получилось сделать лишь однажды — у Зака Снайдера в «Хранителях»). Именно поэтому Вайтити снимает «Тора» нарочито искусственным, ярким и игрушечным, выпячивая все видимые недостатки подобного кино и превращая их в одно большое достоинство. И пусть в начале ленты многие разведут руками, не поняв, когда успел умереть Один и откуда взялась Богиня смерти Хела — сюжет вскоре и вовсе перестанет увлекать собравшихся в зале.
Превратить супергероев в то, чем они были изначально — в красочный, но при этом кровавый мультик с тонной юмора и персонажами в поблескивающих на солнце цветных трико — это, пожалуй, на сто процентов верное решение. Вайтити удалось снять не перегруженную пафосом картину, намерено отмежевавшуюся от любого намека на серьезную составляющую, и за это ему огромное спасибо. Отсюда вывод: раз супергеройскому кино быть (и быть ему, судя по графику Marvel, еще долго), пусть уж его снимет новозеландец Тайка Вайтити, создающий в своих незамысловатых лентах («Мальчик», «Охота на дикарей», все те же «Реальные упыри») насыщенную странным — может, каким-то типично новозеландским? — юмором атмосферу.