Владимир Кара-Мурза-ст.: Сегодняшнее ТВ – халтура, поставленная на поток
Владимир Кара-Мурза – старший – об итогах премии «ТЭФИ-2018» и провале нового суперпроекта Первого канала «Голос. 60+»
Главным событием недели для телевизионщиков стало вручение премии «ТЭФИ». Я несколько последних лет не голосую: оргкомитет требует от меня заплатить членские взносы, а я отвечаю, что не буду этого делать, пока со мной и моими сотрудниками не рассчитаются правопреемники телеканала ТВС. Нас тогда закрыли по цензурным причинам и уволили без всяких пособий, остались должны за несколько месяцев работы. Это не просто слова – судьбы многих людей были покалечены...
Признаюсь, даже рад, что не имею отношения к «ТЭФИ». Принципы качественной и объективной тележурналистики, которую исповедовала телеакадемия в первые годы своего существования, выродились. Само телевидение стало другим. Одно вытекает из другого: какое телевидение, такая и «ТЭФИ». Раньше каждый телепроект и каждый приз за него были штучным продуктом, а теперь даже называться премия стала «индустриальной», что только подчеркивает конвейерность. Сегодняшнее ТВ – халтура, поставленная на поток. Включаешь канал и не понимаешь, куда попал: везде Путин, во всех программах о здоровье – одни и те же схемы печени и желудка в разрезе и т.д. Все или куплено, или украдено у соседа по каналу. Никакой фантазии, ничего своего.
В минувшие выходные закончился очередной лицензионный продукт – «Голос. 60+» («Первый канал»). Мне кажется, что он не получился: когда поют пожилые люди и идея их преклонного возраста постоянно педалируется – это даже неэстетично выглядит. Провальной была сама затея. Тем более одним из участников, дошедшим к тому же до финала, был ближайший родственник одного из наставников (речь о Леониде Агутине и его отце. – Ред.). Семейственность, проталкивание своих в соревновательном шоу – это ход ниже пояса. В «Голос» и раньше приходили родственники наставников. Но как приходили, так и уходили. Как-то раньше «Первому каналу» удавалось сохранять реноме. А в этот раз чувство вкуса и меры, видимо, отказало. «Голос», который, только появившись в России, был чем-то исключительным, растиражировали и затерли. Сначала прибавился «Голос. Дети», потом «Голос. 60+»... Что дальше? «Голос. Евреи», «Голос. Татары», «Голос. Цыгане»?
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №39-2018 под заголовком «Кризис доверия к ТВ привел к победе "Саранхэ"».