Малахов-пророк, Соловьев-лузер и другие чудеса премии ТЭФИ-2018
Вручение телепремии «ТЭФИ» заставило вспомнить сеанс Анатолия Кашпировского: вот кого не хватало на церемонии
Вручение телепремии «ТЭФИ» заставило вспомнить... сеанс Анатолия Кашпировского.
Кашпировского на них нет
Ровно 7 лет назад в таком же хмуром октябре и в этих же стенах (тогда здесь был кинотеатр «Пушкинский», а не Московский театр мюзикла) «принимал» Анатолий Кашпировский. Я оттуда делала репортаж. Как честная прокаженная, купила билет, стала ждать исцеления. Попытка не удалась – мэтр выгнал меня из зала как неподдающуюся гипнозу. Я не обиделась на него тогда, хотя считала мошенником. Сегодня и мошенником его назвать не могу: сравнивая телесеансы Кашпировского с подавляющим большинством новостных и итоговых фейк-программ, пустозвонких политических ток-шоу и прочих развлекательно-отвлекающих проектов, которые дурят людям голову, понимаешь, кто есть обычный лгун, а кто патологический.
Итак, Кашпировский! Вот кого не хватало на церемонии «ТЭФИ-2018»! Настоящие и дутые звезды переживали триумфы и поражения под утешительные слова о том, что они еще нужны, интересны кому-то, кроме них самих. Кто поумнее – говорили о кризисе ТВ, о необходимости возвращения доверия зрителей. Все только просительно смотрели друг на друга... Поскольку дать установку было некому, пришлось справляться самим.
Кто хочет жить «по Норкину»?
– Не верьте тем, кто говорит, что не смотрит телевизор, – внушал со сцены в отсутствие Кашпировского Швыдкой. Михаил Ефимович всегда появляется на «ТЭФИ» в самые критические моменты. – Вы делаете великую вещь: рассказываете людям о жизни, которой, может быть, нет, но которой хотят жить...
Камера в этот миг выхватила Екатерину Стриженову. Она широко улыбалась, как на съемках для обложки глянцевого журнала, в которых обычно рассказывают о звездных собачках, мужьях и детях. По лицу ведущей ток-шоу «Время покажет» было видно: она своей миссией довольна. Екатерина еще не знала: ведущие «60 минут» уже промчались два раза на красный (в этом мне призналась после церемонии Ольга Скабеева), чтобы успеть отобрать у Стриженовой и Шейнина победу в номинациях как лучшие ведущие и за лучшее общественно-политическое ток-шоу.
Но вернемся к вопросу, кто же эти люди, которые хотят жить сказкой от условного Норкина. Я огляделась. Кашпировского, как я уже говорила, рядом не было. А были многочисленные коллеги, которым впервые за историю «ТЭФИ» не разрешили ни до, ни после церемонии войти в фойе и пообщаться с номинантами. Пришлось довольствоваться теми победителями, что ближе к полуночи согласились остаться для фотосессии. Конечно, и на том спасибо. Но вообще от лица журналистского цеха хочу заявить: мы не кусаемся, нас свободно можно подпускать к приличным людям. К неприличным сами не подходим – только смотрим на них по телевизору.
Так вот, по язвительным замечаниям коллег я никак не могу сделать вывод, что они относятся к числу тех людей, которые хотят жить «по Норкину». Дьявол в том, что в своих материалах они пишут совсем другое...
Эрнст не ангел?
В пару каждому взрослому вручанту Швыдкой выдал по ребенку. Малыши символизировали надежду на то, что подрастающее поколение смотрит ТВ. Надежда таяла на глазах: то и дело забывала заученные названия программ и фамилии ведущих, которых никогда не видела.
В целом итоги церемонии были предсказуемы (лучший ведущий информпрограммы – Брилев, развлекательной – Ургант). Но и парочка сюрпризов случилась. Лучшим развлекательным ток-шоу назвали игру «Саранхэ». Не хочу никого обидеть, но есть подозрение, что голосующие шли от противного, то есть от других номинантов, превративших ТВ в прачечную по стирке чужого грязного белья – Малахова, Борисова, Кудрявцевой. Вполне вероятно, что почти никто из жюри и не знал, что такое «саранхэ» («я тебя люблю» по-корейски), о чем программа (влюбленная пара отвечает на вопросы друг о друге, главный приз – 100 тысяч рублей) и что идет она на канале СТС Love.
– Блин, нереально круто! – схватился за голову от неожиданности ведущий «Саранхэ» Анатолий Цой. – Хотел прийти на телефон сфоткать победителя, а тут...
Но вот звание лучшего ведущего развлекательного ток-шоу Малахов Цою все же не отдал. И тут Андрея понесло. Ровно год назад он ушел с «Первого канала», но только теперь, похоже, решил расквитаться с бывшим работодателем. Малахов благодарил своих «ангелов-хранителей» (все они имеют отношение к его новому месту работы – «России 1»). Имени Константина Эрнста в списке ангелов Малахова не прозвучало. Не знаю, его ли Андрей имел в виду, трижды повторив (почти угрожая): «Запомните: в будущее возьмут не всех!» Но, с другой стороны, не знаю и никого другого, кого бы Малахов так хотел оставить в прошлом.
Триумфатором в блоке итоговых программ стал Андрей Добров. Ведущий РЕН ТВ «уделал» ведущих пропагандистов: программа «Добров в эфире», сочли академики, была в минувшем сезоне лучше «Вестей недели». Да и сам Киселев уступил Доброву в личном зачете в номинации «Лучший ведущий информационно-аналитической итоговой программы». Интересно, что и Владимир Соловьев остался без награды. Он признал: спецприз за «Миропорядок-2018» (интервью с Владимиром Путиным) принадлежит автору идеи Саиде Медведевой.
– Как вам удалось «сделать» Киселева и Соловьева? – спросил «Собеседник» Доброва после церемонии. – Ведь вы даже ни разу еще не взяли интервью у президента...
– Дело в том, что коллеги голосуют, исходя не из того, кто у кого интервью берет. Они отмечают работу. Видимо, члены жюри считают, что я делаю ее профессиональнее других номинантов.
А самые важные и, полагаю, нужные слова прозвучали из уст возглавляющего телеканал «Пятница» Николая Картозии – его назвали лучшим продюсером сезона:
– Сейчас говорят: «На телике все неправда, а в интернете правда»... Естественно, как бы правда. Но этот кризис существует. И что нам – людям, влюбленным в телевидение – теперь делать? Завести блог и брать матерные интервью? Вряд ли у нас это получится лучше, чем у Дудя. Но у нас классно получается что-то другое. Друзья, давайте все-таки не хоронить телевидение. Мне кажется, в каждую программу можно добавить что-то, что может быть полезно человеку.
Раз в телеорганизме еще есть такие здоровые системы, как Картозия, пациент не безнадежен. Возможно, обойдется без вмешательства доктора. Тем более такого, как Кашпировский.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №39-2018 под заголовком «Кризис доверия к ТВ привел к победе "Саранхэ"».