Война и секс на "Окне в Европу"
В Выборге идёт ежегодный кинофестиваль «Окно в Европу»: репортаж Sobesednik.ru
В Выборге идёт ежегодный кинофестиваль «Окно в Европу». Он в России примерно третий по важности после «Кинотавра» и ММКФ. Здесь несколько конкурсных программ. Кроме художественных фильмов, есть ещё анимация, неигровое кино и ко-продукция. И все это идёт на разных площадках в центре Выборга, завешенного по такому случаю афишами.
Открывается «Окно» шествием — шары, музыканты, клоуны и клоунессы на ходулях, толпа горожан и даже, кажется, мэр где-то впереди. Обратно девочки-клоунессы идут, уже по-домашнему подобрав юбки и закинув ходули на плечо. Возле кинотеатра — главной площадки фестиваля — брюнетка в красном (слово «жгучая» — это именно про неё) весело поет «Эй, моряк, ты слишком долго плавал». Тут же публика, селфи, мамы с младенцами, красная дорожка с участниками, как положено, — и все это охраняет ровно шесть девчонок в полицейской форме и пилотках.
Кстати сказать, выборгский фестиваль — тот случай, когда горожане очень активно скупают билеты на конкурсные показы. Зал забит битком. Родители приводят детей на анимационные показы. Выборжане вообще прекрасные и приветливые. На вечеринке по поводу открытия работают официантки, как говорится, с хорошими и почти ещё детскими лицами. Оказалось, они все студентки питерских университетов — устроились на подработку на время каникул. Спрашивают, все ли гостям фестиваля нравится. Да, спасибо, все отлично.
Хотя поначалу могло показаться, что время тут замерло. И это я не только о разрушающихся домах XVI–XVIII веков — их количество заметно сократилось, в центре города можно увидеть прямо совсем свежеотреставрированные. Хорошо или плохо — другой вопрос, но зияющих крест-накрест заколоченных досками дыр на исторических фасадах все же нет. А то раньше тут некоторые места выглядели, как будто война только вчера кончилась.
Пара первых фестивальных дней тоже шли, так сказать, под знаком войны. Так или иначе война присутствовала и в художественной, и в документальной программе. Война у нас тема сакральная, без неё никак. Хотя чего уж там, «Восточный фронт» (тут показали авторскую версию «Другой войны» Андрея Осипова) — сильная штука. И фильм Амнуэля «Художник и война», и фильм про Иду Франк Александра Завина — тоже.
Зато воскресений день на фестивале прошел, если позволите, по теме секса. Здесь показали сразу три фильма — «Почти среда», «Фагот» и «Амбивалентность», в каждом из которых так или иначе затронута, и даже сильно затронута, какая-либо стороны глубоко интимной сферы. Такие веселые пресс-брифинги, как после этих трёх лент, тут нечасто бывают.
Пока что главная действующая звезда «Окна» — Данил Стеклов, внук Владимира Стеклова и сын Агриппины Стекловой. Здесь каждый день идут фильмы с его участием: «В Кейптаунском порту» (реж. Александр Велединский), «У ангела ангина» (реж. Оксана Карас), «Амбивалентность» (реж. Антон Бильжо). В «Амбивалентности» у Стеклова-младшего главная роль, и вообще этот фильм стал первым прекрасным сюрпризом Выборга.
После фильма Антона Бильжо «Амбивалентность» споры начались сразу на выходе из кинотеатра. Это хорошо: после скучного фильма люди разбредаются молча. Примерно такой же ажиотаж я помню, когда здесь, в Выборге, показали «Зимний путь» Сергея Тарамаева и Любови Львовой. И вот «Амбивалентность» тоже снята по их сценарию. Это психологически сложная любовная история с участием двух друзей — начинающих психиатров и матери одного из них. Об этом фильме будет написано отдельно; также скоро на Sobesednik.ru можно будет прочитать очень откровенное интервью с Данилой Стекловым — одним из, кажется, самых необычных актеров нового поколения.