Дневник Берлинале-2018: неожиданные итоги

Кинообозреватель Sobesednik.ru Ксения Ильина — об итогах Берлинского кинофестиваля — 2018

Фото: фото: Global Look Press

Кинообозреватель Sobesednik.ru Ксения Ильина — об итогах Берлинского кинофестиваля — 2018.

24 февраля в Берлине наконец раздали главных медведей и остальные не менее важные призы. Главный приз Берлинале — «Золотой медведь» — достался румынскому фильму «Не прикасайся» режиссера Адины Пантилие.

Такое решение жюри под руководством немецкого режиссера Тома Тыквера кажется мне довольно странным. Настолько же странным, как и тот факт, что такие прекрасные картины, как «Figlia mia» и «In dem Gängen» не получили ничего. Получил ли «Не прикасайся» приз за свою радикальность? Идеальную стилистически, но холодную и безэмоциональную, отрешенную и отрезанную выкристаллизованность каждого кадра, каждой линии в нем, в которой для меня не нашлось места настоящему чувству. В российский прокат этот фильм по понятным причинам не купят: слишком откровенные сцены, слишком слишком резкий тон взяла румынская художница Пантилие.

Чуть-чуть реабилитирует ситуацию гран-при жюри, ушедшее в Польшу, ведущей женщине-режиссеру Малгожате Шумовской за фильм «Лицо». Это не первая награда Шумовской, которую она увозит из Берлина: в 2013 году она уезжала отсюда награжденной за фильм «Во имя» о католическом священнике, страдающем от своих сексуальных предпочтений и пытающемся скрыться от них в религии. В 2015 году она получила приз за лучшую режиссуру за фильм «Тело» о детективе, не умеющем разобраться в надрывных отношениях с собственной дочерью после смерти жены.

Малгожата снимает точно, безапеляционно, без прикрас, поэтому ее фильмы и пронзительны, и смешны одновременно. Она знает все болевые точки современного польского общества, которое еще так часто живет своим прошлым, и это делает работы Шумовской в том числе очень близкими и понятными русскому зрителю. Шумовская доказывает своим примером, что при упоминании польского женского кинематографа мы, может быть, не слишком долго будем в первую очередь вспоминать Агнешку Холланд.

В этот раз лучшим режиссером назван Уэс Андерсон, открывший своим мультфильмом «Собачий остров» фестиваль. Кстати, это единственный пример в истории «Берлинале», когда фильмом открытия становился мультфильм. (Другой фильм Андерсона, «Отель "Гранд Будапешт"», уже становился фильмом открытия Берлинале в 2014-м).

Приз за лучший сценарий получил мексиканский фильм «Музей» Алонсо Руиспаласиоса и Мануэля Алькала с Гаэлем Гарсиа Берналем в главной роли — смешной и увлекательный, рассказывающий историю ограбления двуми чудаками археологического музея, но узкий тематически и ничем не выдающийся в художественном отношении для того, чтобы метить на главный приз.

Для многих стал удивительным факт, что фильм немца Филипа Гренинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» — пожалуй, самый радикальный и противоречивый фильм конкурной программы — не получил ничего и не был удостоен специальных упоминаний. В течение фестиваля на него делалось большинство ставок, и добрая половина зрителей успела возненавидеть его за скуку и помпу (и это несмотря на то, что во второй части он превращается чуть ли не в «Забавные игры» Михаэля Ханеке), а другая половина — страстно полюбить и назвать единственным достойным главного приза фильмом конкурсной программы. Впрочем, не сильно отставали от него картины «Довлатов» и «Собачий остров». Фильм Германа-младшего стал обладателем приза читателей газеты Berliner Morgenpost, а Елена Окопная, художник-постановщик и художник по костюмам фильма «Довлатов» получила «Серебряного медведя» за достижения в области искусства.

Приз за лучшую мужскую роль жюри присудило французу Антони Бажону, сыгравшему в удачной «Молитве» Седрика Кана, лучшей женской ролью признана роль Аны Брун в «Наследницах», о которой мы уже писали. «Наследница» Марсело Мартинесси также удостоились приза имени Альфреда Бауэра с формулировкой «За новые перпективы, открывающиеся в кинематографе».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика