Дневник Берлинале-2018: "Собачий остров", "Бесконечный футбол", "Наследницы"
Кинообозреватель Sobesednik.ru рассказывает о самых ярких фильмах, представленных на Берлинском кинофестивале — 2018.
Кинообозреватель Sobesednik.ru рассказывает о самых ярких фильмах, представленных на Берлинском кинофестивале — 2018.
15 февраля в Берлине открылся один из трех главных киносмотров мира — «Берлинале», самый свободолюбивый среди фестивальной «большой тройки». Мне посчастливилось оказаться тут — а значит, видеть премьеры раньше всех и рассказывать о них.
Определенную часть фильмов обязательно закупят в российский прокат, а, например, фильм Алексея Германа-младшего «Довлатов» появится на российских экранах через какие-то пару недель. Сетовать на то, что эта определенная часть окажется, как это почти всегда случается, невелика, не приходится — скорее сетовать приходится на то, что берлинский смотр почти на две недели лишает своих участников сна. Берлинские зрители чрезвычайно активны: на показах в кинотеатрах по всему городу едва находится свободное место, и эта история повторяется на каждом сеансе. Во всех секциях фестиваля насчитывается чуть меньше 400 картин.
Как и обычно, я буду рассказывать о тех фильмах, которые произвели впечатление: поразили формой или заставили усердно размышлять над содержанием. Мое внимание ожидаемо будет сосредоточено на фильмах основного конкурса, но это не значит, что будут обделены вниманием две другие любимые мною берлинские секции: «Панорама» и «Форум». В этот раз — заметки о двух фильмах из основного конкурса и документальная работа представителя новой румынской волны из параллельной секции «Панорама».
«Собачий остров» (реж. Уэс Андерсон, основной конкурс)
Без преувеличения, самый ожидаемый фильм фестиваля — и фильм его открытия.
Уэс Андерсон — в лучших традициях: очаровательный, меткий и дико смешной, но в то же время являющий собой едкую сатиру, чуть ли не предвещающий глобальный политический переворот. Этот мультфильм покоряет с первых кадров привычным андерсоновским юмором, своим для всех крутящих на повторе «Семейку Тененбаум» или «Отель "Гранд Будапешт"». Андерсон работает со всеми жанрами сразу, миксуя их как заблагорассудится — это и драма, и детектив, и невинная семейная история о том, как плохо, когда у тебя нет друга, или о том, что на все вселенские ссылки-куда-угодно и государственные склоки можно смело наплевать. Но суть этой милейшей истории глубже, чем кажется: это и жесткое повествование о повсеместной коррумпированности и невозможности ступить и шагу без контроля. На пресс-конференции Уэс Андерсон сказал, что сначала в его истории появились собаки, а затем появилась сама история. Так-то. Российская премьера мультфильма запланирована на май 2018 года
«Бесконечный футбол» (реж. Корнелиу Порумбою; «Панорама»)
Корнелиу Порумбою — представитель по-прежнему модной новой румынской волны кинематографистов наряду с Кристианом Мурджиу и Кристи Пую. В этот раз он в Берлине с документальным фильмом о нереализованных мечтах о совершенствовании игры в футбол местного чиновника по имени Лаурентиу. Вообще-то он — друг Порумбою, что не мешает последнему создавать абсолютно честный сатирический портрет, который можно обобщить — и получить прелестную зарисовку на тему современного румынского общества. Что и делает Порумбою, и сам все время находящийся в кадре — интервьюируя Лаурентиу на футбольном поле или у него в кабинете.
«Наследницы» (реж. Марсело Мартинесси; основной конкурс)
Пронзительный первый полный метр парагвайского режиссера о том, как трудно спастись от собственного одиночества и собственных желаний. Чела уединенно живёт вместе с Чикитой, которую заключили под стражу за долги на короткий, но неопределённый срок. При хорошем стечении обстоятельств она может выйти на свободу уже через месяц. Но за этот месяц в жизни ранимой Челы произойдёт много изменений. Она остро нуждается в деньгах, и несмотря на то, что она живет в роскошном доме, вынуждена распродавать своё имущество за гроши. Случайно она начинает подвозить своих соседей — и они неумело предлагают ей деньги за работу. Среди желающих оказывается Анжи, к которой робкая Чела начинает испытывать чувства, которые успели остыть к Чиките. Временное облегчение может принести только новая служанка, которая искренне пытается помочь хозяйке. Невысказанные слова выливаются в несдержанные слезы в объятьях неграмотной Пати.
Это тонкий, деликатный фильм с, может быть, уж слишком дотошно выверенной операторской работой, который показывает лишь верхушку айсберга одиночества героини, все изменчивые дорожки её внутреннего состояния. Вот она учится курить в свои 50, робко примеряет вещи подруги и подглядывает за заключенными. В начале фильма неунывающая Чикита буквально вытаскивает Челу из кровати на вечеринку их подруги, где Чела чувствует себя не в своей тарелке. Тарелки и вилки из семейного старинного сервиза скоро тоже перестанут принадлежать ей: расставаться с вещами, маркирующими счастливое и богатое детство, больно, но нет выбора. Чикита меж тем выглядит совершенно не подавленной грузом случившегося — во время тюремных свиданий она бойко рассказывает Челе о том, что дама в черных очках убила своего мужа, а другая, в ковбойской шляпе, носит кличку «Клинт Иствуд». Единственная, кого Чела впускает в свой замкнутый мирок — это Арчи, мать которой она теперь регулярно возит на лечение в пригород, но и с ней страшась новой близости.