Сын звезды "Карнавальной ночи": Уход папы пришлось уважать

Сын актера Георгия Куликова рассказал, как пережил развод родителей, и впервые раскрыл правду о гибели знаменитого отца

Фото: Георгий Куликов // «Кино-Театр.ru»

Сын актера Георгия Куликова рассказал, как пережил развод родителей, и впервые раскрыл правду о гибели знаменитого отца.

9 июня заслуженному артисту РФ Георгию Куликову исполнился бы 91 год. Художник Сережа Усиков из «Карнавальной ночи» и учитель Иван Кораблев из «Двух капитанов» умер, не дожив недели до Нового 1996 года. Мы разыскали единственного сына актера, о существовании которого не было известно никому. Как случилось, что он узнал о болезни отца только после его смерти? Почему Георгий Куликов лишь два раза в жизни видел единственную внучку? И что заставляло вдову легенды советского кино, актрису Малого театра Галину Микшун, все эти годы тщательно скрывать сына Куликова от поклонников?

Мы познакомились с Георгием Ивановичем в 1960 году, оба работали в труппе Малого театра, – вспоминает Галина Микшун. – В то время он был женат, у него от первого брака рос сын, он мне говорил, мол, пока его на ноги не поставлю, о свадьбе не может быть и речи. Поженились мы спустя 10 лет после знакомства, в 1970 году, я его все это время ждала... Муж всегда был обязательным человеком. Прожили в браке 25 лет. До самых последних дней была с ним рядом.

– Как связаться с сыном Георгия Ивановича? – интересуюсь у Микшун.

– Думаю, вряд ли у вас это получится. Несколько лет назад канал «Культура» снимал документальный фильм о Куликове, так его сын отказался от участия.

[:image:]

Однако он сделал исключение для нашего издания. Впервые единственный сын исполнителя главных ролей в десятках культовых советских кинолент рассказал всю правду об уходе папы из семьи, о его смертельной болезни и о том, что отец вспоминал о работе с Людмилой Гурченко в «Карнавальной ночи».

– Мои родители познакомились в 40-х, после Великой Отечественной. Мама – Екатерина Свеновна Куликова – работала в Центральной библиотеке в Москве, туда частенько захаживали студенты театральных училищ, в числе которых был и отец – Георгий Иванович Куликов, – рассказывает Сергей, сын актера, ему 64 года, сейчас он пенсионер, а в прошлом – известный столичный архитектор. – Мама была старше отца на шесть лет, когда родители поженились, я не знаю. Развелись они в 1974 году, папа ушел к Галине Григорьевне. В этом же году я как раз вернулся из армии, женился, спустя год родилась дочка Наталья. Жили мы все с мамой.

[:wsame:]

С отцом первое время, честно говоря, практически не общались и с его новой женой тоже. Помню, я приходил к нему, а его супруга уходила в другую комнату... Мама с отцом после развода вообще не общалась, не могла простить его ухода, она его любила сильно, но никогда об этом не говорила, иногда фильмы с его участием пересматривала. Другого мужчину так и не встретила больше. Своими переживаниями особо не делилась, знаю, что ей было тяжело... Со временем я стал общаться и с отцом, и с Галиной Григорьевной. Понял, что выбор папы надо уважать. Он приглашал меня с женой к себе на спектакли, мы несколько раз ходили. Потом отец брал меня несколько раз с собой на отдых, иногда ездили с ним на рыбалку.

[:image:]

– К отцу часто подходили на улице? Как он относился к популярности?

– Да, особенно после съемок в «Карнавальной ночи». Он мне говорил: «Ты себе не представляешь, какая невозможно тонкая талия у Людмилы Гурченко! Я таких не встречал еще». Фильм Эльдара Александровича Рязанова вышел в 1956 году, после этого к папе стали часто подходить прохожие на улице, просили автографы, он всегда очень стеснялся этого. Отец был очень скромный человек, в отличие от многих нынешних актеров. Кино папа очень любил. Ради съемок в фильме «Угол падения» он прыгал в кадре с парашютом, чего раньше никогда не делал, причем сам же отказался от услуг дублеров. После окончания школы он подошел ко мне и сказал: «Сынок, ты не хочешь попробовать поступить в театральное училище?» Отказался, мне это было совсем неинтересно, и, кстати, не жалею. Я поступил в Московский архитектурный институт.

[:wsame:]

Как на сцене, так и в кино в большинстве своем герои Куликова – сдержанные, настоящие интеллигенты, несущие добро. В 1945 году сразу после окончания Театрального училища им. Щепкина его приняли в труппу престижного Малого театра.

– Вообще, Георгия Ивановича звали во МХАТ, но он грезил только Малым театром, – говорит вдова заслуженного артиста РФ Галина Микшун. – Олег Ефремов ему так и говорил: «Двери МХАТа для тебя всегда открыты». В то время в Малом было очень много ярких актеров, поэтому получить там главную роль было очень непросто. От томительного ожидания ролей в театре его спасали съемки в кино.

Камера любила Куликова. Он снялся более чем в полусотне картин, среди них такие, как «Летят журавли», «Трижды воскресший», «Обыкновенный человек», «Юркины рассветы», «Старики-разбойники». Не стало звезды советского кино 24 декабря 1995 года.

[:image:]

У папы был рак, – ошарашил нас сын актера. – Но я об этом не знал. Уже после его смерти мне рассказал об этом знакомый врач-онколог, который обследовал его. Примерно за год до смерти у отца выявили опухоль, но он ничего мне не говорил. Заметил, что он в последние месяцы жизни сильно похудел, осунулся, но я списывал это на сахарный диабет, которым он давно страдал. Однажды мы разговаривали с отцом, он тогда уже знал о своем диагнозе, он как-то очень грустно сказал мне: «Как же хочется пожить еще!» Я тогда не совсем понимал смысл этих слов и ответил ему: «Папа, да ты что? Ты еще долго проживешь». Примерно месяца за два до смерти у него случился очередной приступ, он попал в больницу. Там от папы не отходила его жена Галина Григорьевна. Я старался почаще навещать его, последние дни папа уже сам не мог вставать с кровати, он почти не разговаривал, только издавал бессвязные звуки. Мне было очень больно видеть его в таком состоянии. Я и сейчас часто вспоминаю его, особенно когда по телевизору показывают фильмы с ним. На экране он будто живой, будто ничего и не было...

[:image:]

За год до смерти Георгия Куликова умерла его первая жена Екатерина Свеновна.

– У мамы тоже был рак. Она терпеть не могла походы в поликлинику, ее просто невозможно было заставить пойти к врачам, как ни уговаривал – она все одно отвечала: «Ерунда это!» Ей становилось с каждым днем все хуже и хуже, в итоге врачи скорой привезли ее в больницу и там обнаружили рак. Ей сделали сложную операцию, после нее она прожила еще месяц. Отец не приходил к ней в больницу, он появился лишь на похоронах, там увидел маму спустя 20 лет после развода... Свою единственную внучку, мою дочь Наталью, он видел раза два за всю жизнь, хотя мы все жили в Москве, просто в разных районах.

– Я несколько лет приходила в себя после смерти мужа, – говорит Галина Микшун. – Мы ведь раньше подолгу бывали в разлуке, ездили в разные города на гастроли, оттуда писали друг другу. До сих пор храню и часто перечитываю все письма, которые он мне писал, и словно окунаюсь в то счастливое время...

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика