"Солнечный удар" Никиты Михалкова: сильное кино со странными деталями

В Москве Никита Михалков показал свой «Солнечный удар» не сразу. Сначала премьеру дали в Белграде (часть съемочной группы, включая актеров, — сербы), затем в Симферополе и Севастополе. Политический символизм

Фото: "Солнечный удар" // kinopoisk.ru

В Москве Никита Михалков показал свой «Солнечный удар» не сразу. Сначала премьеру дали в Белграде (часть съемочной группы, включая актеров, — сербы), затем в Симферополе и Севастополе. Политический символизм. В Москве премьеру устроили за два дня до выхода фильма в прокат, 7 октября.

На этот раз всё было скромнее, чем на премьере «Утомлённых солнцем 2», когда под нее сняли Кремлёвский дворец. Меньше дутого пафоса. Сам факт того, что Михалков уехал из Москвы и даже из страны, устроив первый показ в Белграде в основном для проверенных людей из России и местного неизбалованного истеблишмента, можно толковать как извлечение уроков из вторых «Утомленных», когда размах не соответствовал продукту.

Интерес к премьере снятого по Бунину «Солнечного удара» был, впрочем, не меньше. На премьеру в кинотеатр «Октябрь» пожаловали Алла Пугачева и Максим Галкин, Гарик Сукачев, Станислав Говорухин, Михаил Задорнов, Дмитрий Дюжев, Ксения Собчак, Федор Бондарчук. Ближе к началу сеанса продефилировал Андрей Кончаловский. Михаилу Пореченкову вообще досталось место лишь на балконе.

Сама трехчасовая картина не то чтобы стала откровением, но равнодушной публику не оставила, а отчасти и потрясла. Михалкова в его «Солнечном ударе» безусловно больше, чем Бунина, но в данном случае талантливейшего Михалкова. Хотя нельзя не оговориться, что иные режиссеры наступили бы на горло собственной песне и сократили фильм до полутора, максимум двух часов: временами затянуто.

[:image:]

Рассказ «Солнечный удар» переплетен с бунинскими постреволюционными дневниками «Окаянные дни». Один из офицеров армии Деникина, сдавшейся под Одессой «красным», периодически вспоминает беззаботное любовное приключение 1907 года, оставившее яркий след в его жизни. Как и во вторых «Утомленных», Михалков уделяет внимание деталям, вещам. В данном случае это женский шелковый шарфик, причудливо летающий по теплоходу — символическая деталь, без которой режиссер, кажется, не может обойтись.

Михалков часто использует приемы, которым учит студентов на мастер-классах, и разнообразных аллегорий, аллюзий и символов здесь, как всегда, много. Но зато и мысли больше, чем в прошлый раз. Никита Сергеевич делает белых офицеров положительными героями, мучениками и их устами многократно задается вопросом: «Как всё это случилось?» — имеются в виду потрясения, связанные с приходом к власти большевиков.

[:image:]

Есть ли аналогии с днем сегодняшним? Безусловно, хотя фильм был снят до всех событий на Украине (в основном, кстати, снимали в Одессе). У Михалкова костью в горле стоят либеральные идеи, он ненавидит тех, кто считает, что за границей жизнь лучше. И вся эта ненависть выражена в факире на пароходе в тех эпизодах фильма, что относятся к беззаботному «Солнечному удару», а не к «Окаянным дням». И хотя главными виновниками трагедии страны предстают большевики, на остальном обществе ответственности не меньше: главный герой отмахивается от парнишки, когда тот в 1907 году спрашивает его про теорию Дарвина. Этот парнишка служил в церкви, но именно он лет через двенадцать... Впрочем, что пересказывать? Лучше сходить в кинотеатр.

«Ответ на вопрос "Как всё это случилось?" — в фильме», — сказал Михалков перед просмотром. В конце пояснил: «Если не будем делать свою жизнь своими же руками, за нас ее сделают другие».

Фильм безусловно сильный, не без авангардных «штучек», но в целом не оставляющий равнодушным. Одна из сильнейших киноработ 2014 года. А может быть, сильнейшая. И каких бы политических воззрений ни был зритель, он непременно задумается о стране и о себе в ней.

 

 

 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика