Скандальное закулисье визита Патриарха Кирилла в МГУ
«Собеседник» выяснил, как раздувался скандал вокруг визита предстоятеля РПЦ в МГУ, кому он был выгоден и сколько платили провокаторам. Ведь именно наш репортер когда-то пригласила Патриарха выступить перед студентами главного вуза страны...
«Собеседник» выяснил, как раздувался скандал вокруг визита предстоятеля РПЦ в МГУ, кому он был выгоден и сколько платили провокаторам. Ведь именно наш репортер когда-то пригласила Патриарха выступить перед студентами главного вуза страны.
Визита ждали три года
Дело было еще в марте 2009 года. Тогда его только рукоположили в сан Святейшего Патриарха, а церковь, куда я хожу со студенческих времен – домовый храм святой мученицы Татианы при МГУ имени Ломоносова, – отмечала пятилетие великого освящения своего престола. Патриарх Кирилл приехал к нам отслужить торжественную литургию, и это была большая удача и радость, ведь его какие только храмы не приглашали к себе.
Мне же повезло больше всех: отец-настоятель доверил мне, как лучшему миссионеру прихода, выступить перед Святейшим с речью собственного сочинения, но от лица всего российского студенчества.
Я и предложила нашему духовенству: «Давайте закончим речь каким-нибудь призывом, например чтобы Патриарх пришел к нам еще раз, только уже не в храм, а именно в сам университет, встретился не только с верующими, а со всеми студентами». «А давайте», – ответили мне отцы.
Во время визита, когда я закончила «речь», Патриарх подозвал меня к себе, сказал, что никогда в жизни еще не встречал такой студентки, и заверил, что обязательно выделит время на встречу с другими студентами МГУ. Этого визита мы и ждали три года. Правда, настроения в обществе за эти три года поменялись…
В худших традициях
Ровно за сутки до нынешней встречи, как по команде, студенты разных факультетов выложили на своих страницах в соцсетях жалобы, что их, бедненьких, буквально заставляют идти на мероприятие с Патриархом. На Воробьевых горах в рамках конференции «От Древней Руси к Российской Федерации» ему должны были вручать диплом почетного доктора МГУ, а сам он планировал выступить перед студентами с большой речью. Помимо него, на этот форум должны были прийти председатель Госдумы Сергей Нарышкин и около сотни ученых с мировым именем.
– И зачем на такое само по себе значимое и важное мероприятие насильно сгонять студентов? – удивился в разговоре со мной один из руководителей студенческого совета МГУ Олег Гервалов. – Помимо того, что послушать Патриарха и ведущих ученых просто интересно, это же и легальный повод прогулять лекции, а для тех, кто планирует поступать в аспирантуру, участие в таких форумах просто необходимо! Тем не менее студентов и правда сгоняли к Патриарху в худших традициях советских времен.
Так, например, инспектор курса факультета государственного управления МГУ Надежда Соловьева разослала студентам по электронной почте недвусмысленное письмо: «Уважаемые студенты 408, 409, 411-й групп! Всем быть строго обязательно. Очень важное мероприятие. Встреча с Патриархом. Даже переносится лекция Л. А. Покрытан на 13.00. Старосты групп и курса, на вас вся надежда! Обеспечьте явку своих групп».
– Ко мне перед встречей студенты подходили, писали, звонили, все утверждают одно и то же: деканы или их замы прямо говорили: «Или идешь на Патриарха, или вечером того же дня пиши заявление об отчислении по собственному желанию», – клянется мне другой активист студсовета Никита Савушкин. – Пригрозить понизить или отнять стипендию они не могли, все равно это бы не удалось провернуть, а вот вынудить отчислиться у нас можно.
Нам удалось невозможное: встретиться с ректором Садовничим и доложить ему обо всем, – продолжает Никита. – Он пообещал собрать специальное заседание в начале октября, а до этого провести внутреннюю проверку и наказать виновных. Мы очень надеемся на справедливость.
За сдачу декана обещали повышенную
В то же время у «Собеседника» появилась совершенно другая информация, которая, возможно, тоже заинтересует ректора: знакомая студентка призналась мне, что накануне некие активисты по телефону предлагали ей 500 рублей за то, что она… оклевещет своего декана. Всего-то надо было написать представителю студсовета, что тот пригрозил ей отчислением за неявку. Девушке даже обещали гонорар в размере повышенной стипендии, если она сделает это не анонимно, а от своего имени. На мой вопрос, согласилась ли она на такое предложение, она мне так и не ответила, быстро повесив трубку.
Две балаклавы на одной голове
– А вот я стою тут не за деньги, а по велению сердца! – бодро объяснял всем желающим мужчина лет 40, который встречал тем теплым осенним утром Патриарха на ступенях главного здания. Встречал не один, с плакатом: «Гундяев – враг науке, искусству, прогрессу». Подошедшие к нему полицейские проверили документы и прогонять не стали, только хмуро посмотрели, когда тот пообещал, что стоять будет «еще долго».
Удивительно, но никаких особых мер безопасности перед визитом Патриарха в МГУ не предпринималось. Пройти в главное здание, где и состоялась встреча, можно было по обычному студбилету, диплому, а для докладчиков и гостей не из МГУ – по пригласительному. Паспортов никто не требовал, сумки особо тщательно не проверяли, просто заглядывали мельком внутрь. За час до начала самая вместительная – на полторы тысячи человек – аудитория, уже была забита практически битком. Пустовали только первые ряды, зарезервированные для неких випов. Через десять минут после начала встречи с Патриархом стало понятно, что с випами обманули, но бежать в партер многие не решились – все-таки неудобно. А большинству присутствующих было вовсе не до перемены мест – почти половина аудитории перешептывалась не о докладе Святейшего, а о девушке в… красной балаклаве, усевшейся в шестом ряду. Она сидела так близко к Патриарху, а вокруг было так много свободных мест, что не заметить ее он не мог при всем желании. Но виду Святейший не подавал.
Поначалу безразлично отнеслась к девушке и охрана: ей дали спокойно послушать 15 из 20 минут выступления Патриарха. Потом кто-то подал еле видимую команду, и к девушке подошли двое охранников и трое парней-волонтеров. Со стороны это напоминало сценку о том, как хорошо быть вежливым. Подчеркнуто учтиво они плотно загородили ее от главного докладчика и попросили снять «неподобающий головной убор». Девушка покорно сняла шапку с прорезями и… тут же натянула другую, синего цвета. Охранники нахмурились и повторили просьбу еще раз. Девушка начала что-то живо объяснять, и те… аккуратно сами стянули с нее маску. Девушка, как только на нее стали смотреть практически все, кто мог увидеть, тут же примолкла, опустила голову и быстро выбежала из зала, когда Патриарх закончил читать речь.
Вместе с ней зал покинули почти половина пришедших. Может быть, потому, что речь Патриарха была для них единственной интересной на этом длиннющем форуме, а может, потому, что и правда они показались, кому надо, и получили отмашку идти, куда захотят, – теперь это только Садовничий и разберет.
Для меня же самое обидное в этой истории, что почти никому нет дела до того, а что же говорил Патриарх в своей речи.
Но вот кто в этом виноват?
Читайте также
Патриарх Кирилл заявил, что сращивание церкви и государства в России - миф
РПЦ боится лишиться бесплатных земель из-за поправок в Гражданский кодекс