Дмитрий Быков: Хватит позориться скандалами вокруг "Тотального диктанта"
Скандал вокруг «Тотального диктанта» затмил даже акцию движения Femen на Ганноверской выставке: там с явного одобрения Владимира Путина разделись вполне красивые украинские девушки, любо-дорого смотреть, а здесь в надежде на тайное одобрение власти расчехлился целый губернатор Ульяновской области
Скандал вокруг «Тотального диктанта» затмил даже акцию движения Femen на Ганноверской выставке: там с явного одобрения Владимира Путина разделись вполне красивые украинские девушки, любо-дорого смотреть, а здесь в надежде на тайное одобрение власти расчехлился целый губернатор Ульяновской области.
С великолепной грацией он влез в акцию, которая вообще не имела к нему отношения – диктант ведь не государственное мероприятие, это не более чем добровольная самопроверка людей, желающих выяснить уровень своей грамотности. Тем не менее губернатор Морозов счел, что Дина Рубина недостаточно духовна, чтобы взрослые люди (подчеркиваю: не дети!) писали диктант, специально сочиненный ею для Новосибирского университета, который и организовал всю эту добровольную гуманитарную олимпиаду.
Рубиной пришлось вынести до этого и еще одну атаку: корреспондент «Комсомольской правды» Ульяна Скойбеда поинтересовалась, почему текст для «Тотального диктанта» пишет автор с израильским подданством. Не знаю, в чем главный грех Рубиной – в том ли, что она иностранная гражданка, или в том, что эмигрировала именно в Израиль: претензия дика в обоих случаях. Набоков жил в Берлине, Париже и дюжине американских городов, но всяко писал по-русски лучше Михаила Бубеннова.
Удивителен здесь даже не уровень разговора, немыслимый еще год назад, – но стремительность очередной попытки государства влезть в инициативу, которая его никак не касается. Государство не придумало «Тотальный диктант», ничем ему не помогало, ни копейкой в него не вложилось – напротив, это классическая «инициатива снизу», идея студентов и преподавателей НГУ, с которыми я давно знаком и в чьем бескорыстии абсолютно уверен. Государство тут делало все, чтобы население разучилось писать и думать. Теперь оно позволяет себе обсуждать, кто смеет сочинять текст для диктанта, а профессиональные патриоты советуют брать для диктовки фрагменты из классики – автор, работающий под псевдонимом «Максим Калашников», рекомендует Ивана Шевцова, классика антисемитской конспирологии, автора романа «Тля», извольте кушать.
Поясняю Калашникову и иным поклонникам Шевцова, что диктант должен быть оригинальным, никому не известным текстом – иначе в акции нет никакого смысла; более того, каждый новый текст специально насыщают сложными орфограммами, сложными пунктуационными «развилками» и иными ловушками. Пишущих и соревнующихся привлекает не только сам момент соревнования, не только возможность увидеть себя со стороны, но и имя автора – писателя, которого любят. Посмотрите на динамику продаж Рубиной. И уж вовсе смешна попытка обнаружить в ее текстах обсценную лексику – это ж как надо читать, чтобы обращать внимание только на это!
В общем, дорогое государство, лапы прочь от «Тотального диктанта». Это не твоего ума дело. Не лезь в вопросы языкознания, ты там уже позорилось. Продолжай свою политику – затаптывай любые ростки самоуправления и самоспасения. Всего не затопчешь.
Читайте также:
Дмитрий Быков: Путин и тоталитарная секта власти
и другие публикации Дмитрия Быкова