Засекретить Путина "законом Димы Пескова"
Sobesednik.ru выяснил, зачем силовики засекречивают сведения о владельцах недвижимости, самолётов и судов
Sobesednik.ru выяснил, зачем силовики засекречивают сведения о владельцах недвижимости, самолётов и судов.
Ранее Sobesednik.ru писал, что правительство поддержало законопроект ФСБ о засекречивании данных о владельцах недвижимости, самолётов и судов. В ближайшее время инициативу рассмотрит Совет Федерации, а затем она попадёт в Госдуму.
[:rsame:]
Сейчас информация о хозяевах домов и квартир находится в открытом доступе. Но если закон примут, то Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП) будет предоставлять эти данные только компетентным государственным органам.
Необходимость засекретить базу данных ЕГРП силовики объясняют тем, что «такая информация может использоваться в преступных или компрометирующих целях». Однако борцы с коррупцией считают данную причину надуманной.
Сотрудники Фонда борьбы с коррупцией, который с лета 2013 года провёл десятки расследований о недвижимости высокопоставленных лиц, уверены, что законопроект ФСБ направлен против общественных активистов и журналистов.
Кому повредит инициатива ФСБ?
Сотрудник отдела расследований Фонда борьбы с коррупцией Георгий Албуров сказал в интервью Sobesednik.ru, что от засекречивания базы ЕГРП пострадают в основном риелторы, застройщики, строители, геодезисты и рядовые граждане, которые хотят купить или продать недвижимость.
— Все они сейчас пострадают из-за того, что ФСБ решила осложнить жизнь расследователям коррупции. Они говорят, что мошенники будут пользоваться данными росреестра. Но у всех мошенников есть связи в правоохранительных органах и другие способы получить информацию о недвижимости.
[:same:]
Мошенники умеют получать обширную информацию: историю владения, паспортные данные, даты рождения и так далее — всё это росреестр не даёт. Он даёт только то, что может понадобиться при оформлении недвижимости, при её покупке и продаже, при наших расследованиях. Во всём мире сейчас открывают эти данные, базы становятся максимально открытыми, бесплатными, доступными. То, что делает ФСБ, это какой-то антипрогресс, — заявил Албуров.
Юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь отметила в разговоре с Sobesednik.ru, что для них закрытие данных о владельцах домов, яхт и самолётов не станет катастрофой, поскольку эту информацию они получают не только из ЕГРП. Так, например, о доме, который, по их сведениям, принадлежит Дмитрию Пескову и Татьяне Навке, активисты узнали благодаря геотегам в Instagram их детей.
— ЕГРП нам помогал публично подтвердить наши догадки. Нам трудно было что-то возразить, потому что мы основывались на официальных данных. После принятия этого закона мы будем более уязвимы, у нас будет меньше доказательств, но расследования мы всё равно сможем делать.
Но для законопослушных людей, которые хотят проверить своего контрагента по сделкам с недвижимостью, посмотреть, действительно ли человек, который продаёт им квартиру, является собственником этой квартиры, — для них это будет катастрофично, потому что эту информацию они нигде не смогут получить, — объяснила Любовь Соболь.
[:image:]
Член Совета Федерации РФ Николай Власенко тоже полагает, что инициатива ФСБ может навредить в первую очередь обычным гражданам. Как и Георгий Албуров, сенатор сослался на опыт европейских стран, которые популяризируют данные о владельцах недвижимости. Впрочем, пока Власенко занимает выжидательную позицию и не делает выводов:
— Нам ещё его [законопроект] не вносили, поэтому я обоснования не знаю. Но знаю, что в европейских странах эта информация публичная. Яхты, может, и не обязательно публичными делать, а вот недвижимость… Информация о купле-продаже — когда была куплена, кем продана — вся история недвижимости в открытом доступе, и это снижает уровень недобросовестных сделок. А где ещё добропорядочный гражданин возьмёт эту информацию? У того, кто инициировал этот закон, наверняка есть свои мотивации. Послушаем, когда внесёт. Может, у них есть статистика большого количества мошенничеств, связанных с открытыми данными, — сказал Николай Власенко в интервью Sobesednik.ru.
[:image:]
«Закон Димы Пескова»
Основатель Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный предложил называть инициативу ФСБ «законом Димы Пескова». В полной мере оценить точность этого названия читатель сможет, заглянув в рубрику Песков. Георгий Албуров подозревает, что коррупционные скандалы с пресс-секретарём российского президента ускорили продвижение законопроекта силовиков.
Новость о засекречивании базы ЕГРП стала хорошим поводом вспомнить о российских чиновниках, которые находятся под подозрением борцов с коррупцией и которых «закон Димы Пескова» освободит от лишней головной боли.
[:same:]
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков
— Какой-то тихий, незаметный чувак с усами — всё, что о нём было известно. Сейчас оказалось, что он ведёт образ жизни рок-звезды, миллионера, олигарха. Это совершенно поразительно, — считает Албуров.
Экс-руководитель ФСБ, секретарь Совета безопасности ФР Николай Патрушев
— Самая крупная найденная нами недвижимость, которая была приобретена на сомнительные средства, которые не могли быть получены через официальные источники доходов, принадлежит жене Патрушева. Она владеет домом в Москве за 1,1 миллиард рублей, — рассказала Любовь Соболь.
[:rsame:]
Первый вице-премьер Игорь Шувалов
— Он владеет дорогостоящей недвижимостью, источник происхождения которых не известен. Шувалов находится под подозрением, — сказала Любовь Соболь.
По данным Фонда борьбы с коррупцией, Шувалов, в частности, владеет квартирой площадью 500 квадратных метров в Лондоне. Элитное жильё обошлось чиновнику в 688 миллионов рублей.
— Все наши чиновники совершенно прекрасны. Это и Сергей Неверов, и Игорь Руденский, и братья Ротенберги, которые получают госзакупки за счёт близости к Путину. Трудно сказать, кто из них больший коррупционер, кто меньший, но по поводу всех их есть что порасследовать, — заявил Георгий Албуров в интервью Sobesednik.ru.
Другие материалы по теме смотрите в рубрике Коррупция.
[:wsame:]
[:wsame:]