Как и почему сын губернатора Полтавченко стал на 200 миллионов богаче сына Валентины Матвиенко
Наследник Георгия Полтавченко на 200 млн рублей обошел отпрыска Валентины Матвиенко. Как сын нынешнего губернатора Петербурга стал богаче сына губернатора бывшего?
Наследник Георгия Полтавченко на 200 млн рублей обошел отпрыска Валентины Матвиенко. Как сын нынешнего губернатора Петербурга стал богаче сына губернатора бывшего?
[:same:]
Бизнес по дружбе
Самого губернатора сейчас нет в городе – «православный чекист» находится на святой горе Афон в Греции.
– Георгий Полтавченко подчеркнуто религиозен и довольно непубличен, – рассказал «Собеседнику» сопредседатель санкт-петербургского отделения партии «РПР-Парнас» Андрей Пивоваров.
Сын питерского губернатора Алексей Полтавченко редко ранее оказывался в центре внимания общественности. В 2012 году он даже забросил свой твиттер, который прежде охотно вел и публично жаловался замам отца на городские проблемы. В отличие от сына прежнего губернатора, Валентины Матвиенко, отпрыск чекистской семьи свято охраняет свои тайны. Засветился он только однажды, и то по вескому поводу: в 2012 году Алексей Полтавченко сыграл свадьбу в замке XVIII века под Питером, но и этот факт был окутан повышенной секретностью: фамилию невесты скрыли, известно только, что зовут ее Дарья, а на входе у гостей забирали мобильные телефоны и фотоаппараты.
Сыну губернатора Санкт-Петербурга Алексею Полтавченко 28 лет, но он уже преуспел в серьезном бизнесе. Причем главный рывок к миллионам он совершил в этом году, когда его отец во второй раз избрался на пост губернатора Северной столицы. Сам отпрыск питерского градоначальника официально отрицает связь между своими успехами и должностью папы. Но «Собеседник» нашел другие факты.
Согласно данным Единого госреестра юридических лиц, Алексей Полтавченко является соучредителем восьми фирм. Интересы самые широкие – от «Торговой системы грузоперевозок» и рекламной компании ООО «ПраймКом» до Межотраслевого института дополнительного профессионального образования, а также «Столичного мультисервиса» по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования. Дополняют пасьянс оптовая компания по торговле непродовольственными товарами «Этика и Ко» и риелторская фирма «Эстейт и Ко». Все эти фирмы находятся в Москве.
Среди партнеров Алексея Полтавченко – неслучайные люди: друг семьи бывшего тверского губернатора Зеленина Андрей Ипатов и хорошо известный в Питере Давид Адамия, который в 31 год возглавляет аппарат губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко. То есть бывший бизнес-партнер Полтавченко-младшего стал фактически правой рукой Полтавченко-старшего. В Питере Адамию, несмотря на молодой возраст, называют «решальщиком», так как в принадлежащих его близким знакомым двух хинкальных в центре Петербурга любит собираться политэлита города для наслаждения грузинской кухней и «решения вопросов». Отец Адамии тоже по-своему влиятелен – занимается бизнесом в Москве и возглавляет Фонд возрождения российско-грузинского сотрудничества.
[:image:]
Деньги из мусора
Георгия Полтавченко называют одной из самых влиятельных фигур в клане «православных чекистов» и «афонцев» (видных членов «Русского афонского общества», которое активно развивает религиозные связи России и Греции – именно его усилиями к нам в страну был привезен Пояс Богородицы в 2011 году). Но контакты с греками давно вышли за рамки только религиозных интересов: еще в 2005 году греческие компании Helector S.A. и Aktor Concessions S.A. стали продвигать проект строительства мусороперерабатывающего завода в Санкт-Петербурге, но реальные подвижки начались только в 2010 году, когда Алексей Полтавченко возглавил российскую «дочку» греческого Aktor`а. Процесс затормозили простые питерцы и экологи, которые восстали против вредного производства. В 2011 году, когда Полтавченко-старший из полпредов был назначен врио губернатора, Смольный сделал специальное заявление, что Полтавченко-младший больше не связан с греческой компанией. А бизнес-интересы сына плавно переместились в Москву, подальше от Питера, где они могли помешать политическим планам отца.
На вершинах «Парнаса»
Видимо, ко второму губернаторскому сроку Георгий Полтавченко и члены его семьи почувствовали себя так уверенно, что стали откровенно укреплять семейные бизнес-тылы. Так, в марте 2014 года Алексей Полтавченко вошел в состав учредителей ООО «Петербургстрой» – девелоперской компании, которой принадлежит бизнес-центр «Преображенский» в центре города, на Литейном проспекте. За счет арендной платы бизнес-центр приносит своим владельцам более 40 млн рублей в месяц, а при полной заполненности доход может составить 87 млн рублей. Доля Алексея Полтавченко, как ее оценили питерские риелторы, может составлять 9,55 млн рублей ежемесячно. Аналогичные доли в «Петербургстрое» имеют жена советника Георгия Полтавченко Ирая Гильмутдинова, президент питерского пляжного футбольного клуба «Кристалл» Олег Баринов и бывший советник экс-министра регионального развития Игоря Слюняева Игорь Веренич.
[:rsame:]
Бизнес-центр, несмотря на неполную загрузку, процветает. Его площади снимают такие престижные и платежеспособные арендаторы, как британское посольство в Санкт-Петербурге и супермаркет премиум-класса «Азбука вкуса».
Еще более выгодным можно считать вхождение Алексея Полтавченко в состав учредителей компании «Инвестбугры», управляющей одним из крупных складских комплексов в промзоне «Парнас». Выручка компании «Инвестбугры» в 2013 году, согласно данным СКРИН, составила 222.783.000 рублей. Выручка только от аренды по действующим ставкам может составлять 33 млн рублей в месяц. Доля Алексея Полтавченко в компании – 32%. Получается, доход сына губернатора от арендной выручки по компаниям «Петербургстрой» и «Инвестбугры» может приближаться к 20 млн рублей в месяц.
– Думаю, не случайно дети глав регионов выбирают именно девелоперский и логистический бизнес, ведь они в основном на административном ресурсе. Администрация выдает разрешения на строительство, размещение складов. Еще дети чиновников часто преуспевают в естественных монополиях, закупках лекарств – в общем, там, где высокая концентрация бюджетных денег и управляемость за счет административного ресурса, – считает депутат Госдумы Оксана Дмитриева.
[:image:]
Конец «Империи»
Успех губернаторских сынов бывает стремительным, но не слишком долгим. Обычно не дольше, чем родитель находится на посту.
Будучи губернатором, Валентина Матвиенко грозила судом тем журналистам, кто обвинит ее в содействии сыну. Но, по подсчетам газеты «Ведомости», компаниям Сергея Матвиенко из госбюджета только на госзаказах перепало больше 2 млрд рублей. В момент расцвета фирм было больше 20, в основном в сфере недвижимости, главная – ЗАО «Империя».
[:same:]
Сейчас один из самых успешных бизнесменов Петербурга Сергей Матвиенко, прогремевший на всю страну экстравагантной покупкой острова в Эстонии, потерял лидерские позиции, а некоторые его компании испытали проблемы с новой питерской властью: комитет по управлению городским имуществом (КУГИ) затеял несколько судов с фирмами Сергея Матвиенко.
– Это лишнее доказательство того, на каком фундаменте возникают такие бизнес-истории. Перестала Валентина Матвиенко быть губернатором – и большинство проектов ее сына сдулись. А бизнес сына нового губернатора пошел в рост, – отмечает Дмитриева.
– В Санкт-Петербурге ходят упорные слухи, что история с бизнесом непубличного сына непубличного губернатора всплыла неспроста, – поделился с «Собеседником» Андрей Пивоваров. – Говорят, что скандальная выборная кампания 2014 года ударила по позициям Георгия Полтавченко и активизировались его недруги. Которые, как нетрудно догадаться, вероятно, сами были бы не прочь иметь отношение к денежным потокам Санкт-Петербурга.
/кстати
У кого из губернаторов дети тоже засветились в бизнесе
Алексей Гордеев, губернатор Воронежской области – сын Никита основал гигантский свинокомплекс.
Василий Голубев, губернатор Ростовской области – дочь приобрела 25% акций подмосковной девелоперской компании.
Олег Кожемяко, губернатор Амурской области – сын стал топ-менеджером и совладельцем нескольких предприятий (производство алкоголя, рыбная промышленность).
Николай Денин, экс-губернатор Брянской области – 33-летний сын Александр создал предприятие «Снежка-Агро», которое даже включили в перечень инвестиционных проектов области, но положенными льготами сын губернатора не воспользовался – возможно, из-за огласки.