Тайный бизнес сенаторов
Скандал вокруг изгнания из Госдумы Геннадия Гудкова и незаконного бизнеса депутатов-единороссов докатился и до верхней палаты парламента. Ее спикер Валентина Матвиенко попросила своих коллег припомнить, нет ли у них за душой фирм, от которых они должны отказаться. Оказалось, забывчивость среди членов Совета Федерации – явление хроническое...
Скандал вокруг изгнания из Госдумы Геннадия Гудкова и незаконного бизнеса депутатов-единороссов докатился и до верхней палаты парламента.
Ее спикер Валентина Матвиенко попросила своих коллег припомнить, нет ли у них за душой фирм, от которых они должны отказаться. Оказалось, забывчивость среди членов Совета Федерации – явление хроническое.
Один из богатейших российских сенаторов – представитель Дагестана Сулейман Керимов, в прошлом году сколотивший почти миллиард рублей. Официально считается, что оперативное руководство своей бизнес-империей он передал инвестфонду «Нафта-Москва», а сам только сливки снимает, занимаясь исключительно лишь парламентской деятельностью. Однако бывший капитан «Анжи» Будун Будунов признался, что переговоры о покупке этого дагестанского футбольного клуба Керимов вел лично, все-таки солидная инвестиция:
– Он говорил: «60 миллионов евро – это не лишние деньги, чтобы выбрасывать их на ветер».
Отставной гэбешник Николай Косарев представляет в Совете Федерации интересы Тамбовской области уже вторую десятилетку. Но, пожалуй, самым заметным из его действий на посту сенатора стала не пропаганда тамбовских лесов и мичуринских яблок, а учреждение «Русского афонского общества» (дата внесения записи в ЕГРЮЛ – 13.10.2005). Общество это занимается развитием паломнического движения на Святую гору – дело благотворительное, подкопаться тут сложно.
В организации «Собеседнику» действительно рассказали, что не ставят своей целью извлечение прибыли. Но неделей раньше его создания в Москве появилось еще и некое ООО «К.Ю.Н.И.Г.», тоже созданное Косаревым. А по записям в ЕГРЮЛ это ООО – проект уже чисто коммерческий, занятый в сфере строительства, торговли и даже охоты.
Сенатор с 10-летним стажем и отец певицы Алсу Ралиф Сафин – основной владелец семейной компании «Марр Капитал», которой сегодня руководит один из его сыновей. Тут вроде бы все законно. Однако еще в конце 2004 года он, как сказано в реестре, от своего имени учредил ООО «Истерленд», которое работает в строительстве и сельском хозяйстве. Сейчас в собственниках у фирмы – несколько офшоров с непонятными владельцами. Среди заметных проектов – возведение коттеджей и таунхаусов в Подмосковье. На просьбу «Собеседника» прокомментировать это нарушение статуса парламентария в аппарате Сафина не откликнулись.
Сенатор Леонид Тягачев – не только экс-президент Олимпийского комитета России. Он еще и экс-бизнесмен.
– В марте 2008 года, уже будучи членом парламента, вы стали соучредителем ООО «Инвестресурс», что является нарушением федерального закона о вашем статусе. Сообщили ли вы уже эту информацию в соответствующую комиссию Совета Федерации? Вышли ли вы из состава учредителей других своих компаний («Олимпийская система», «Школа горнолыжного спорта» и т.п.), поскольку записи ЕГРЮЛ свидетельствуют, что вы остались там и после 11.07.2007, когда стали сенатором? – поинтересовались мы у Тягачева. Ответа до сих пор нет.
Точно так же не дождались мы ответа и от члена комитета Совета Федерации по экономической политике Александра Тер-Аванесова, который представляет в парламенте костромской регион и за которым в ЕГРЮЛ записано несколько торговых, строительных и охранных фирм. В базах данных «Антикриминала» сказано, что до попадания в сенат Александр Борисович имел неплохие шансы попасть под суд – задерживался с огнестрельным оружием в Лужниках и «разрабатывался» правоохранительными органами по подозрению в причастности к липецкой ОПГ, крышевавшей как раз рынок в Лужниках. Опровергать эту информацию костромской сенатор не стал.
А вот сенатор Александр Торшин от своего бизнеса открестился. По записи в ЕГРЮЛ, в 2008 году его вклад в 100-тысячный уставный капитал группы компаний «Академия: Кутафин и партнеры» составил 20 тысяч. Сама группа связана с консультированием по вопросам коммерческой деятельности и с управлением финансово-промышленными группами, но пресс-секретарь Торшина Наталья Асцатурова пояснила, что ее шеф никогда не состоял в руководстве «Академии» и доходов от нее не получал.
– Более того, уже в 2008 году я передал свою долю в управление другому учредителю, а в 2010 году вовсе подал заявление о выходе из состава учредителей, поскольку ООО так и не приступило к осуществлению фактической деятельности в связи с тем, что академик Кутафин скончался, – пояснил «Собеседнику» сам сенатор.
То, что бизнес все же был создан, Торшин нарушением своего статуса не считает. Впрочем, и без него верхняя палата парламента сегодня чуть ли не ломится от предпринимателей.
Вопросы по поводу тайного бизнеса можно было бы задать сенаторам Виктору Абрамову (будучи парламентарием, он получил депозитарные расписки на акции «Евраз Групп С.А.» и приобрел полмиллиона ценных бумаг ОАО «Мечел»), Андрею Голушко (увеличил свою долю в «БауИнвестРус»), Рудику Искужину (его ЖСК «Совфедсервис», судя по ЕГРЮЛ, имеет право заниматься капиталовложением в ценные бумаги), Александру Матвееву (даже спустя несколько лет после попадания в сенат он значился президентом московского представительства «Управление делами акционерной компании «АЛРОСА»), Виктору Пичугову (он связан с инвестиционной фирмой «Инвест-Ойл»), Сергею Лисовскому, наконец (по документам, став сенатором, он не спешил выходить из руководства своих медийных компаний), и многим другим их коллегам.
– Если в ходе проверки будут выявлены факты управления сенатором бизнесом, то тогда он должен быть лишен мандата, – заявила на одном из последних парламентских заседаний Валентина Матвиенко. Но тут же не просто подсластила, а отменила прописанную горькую пилюлю: – Я предлагаю вам самостоятельно проверить свою деятельность на предмет соответствия законодательству и в случае обнаружения каких-либо нарушений сообщить в комиссию палаты, которая занимается проверкой таких сведений.
– Это заявление было сделано абсолютно под влиянием того, что происходит в Госдуме, но, как говорится, в сенате вовремя одумались, – считает директор Центра стратегических исследований Андрей Пионтковский. – Никто не будет брать всех в охапку и проверять. Все понимают, что у многих рыльце в пушку.
– Абсолютный популизм! – согласен и президент Института стратегических оценок Александр Коновалов. – Сенаторы что, сами будут делать себе харакири и отказываться от теплых кресел? Это смешно.
А вдруг? «Собеседник» направил запрос сенатору Юрию Воробьеву, которому доверено принимать покаяния от раскаявшихся коллег: «Насколько активно ведется работа в этом направлении и насколько активно сами сенаторы сообщают вашей комиссии сведения о своем бизнесе (если, конечно, такие прецеденты уже были)?» Ответа на запрос пока нет. Нет, наверное, прецедентов.
То ли все сенаторы такие честные, то ли – наоборот.
Читайте также