Тайный бизнес депутатов Госдумы
В ближайшие дни члена «Справедливой России» Геннадия Гудкова могут с позором лишить депутатского мандата. Гудков совершил страшное: нарушил закон о статусе народного избранника и совмещал свою парламентскую деятельность с предпринимательской. То, что тем же самым занимается практически пол-Думы, в данном случае значения не имеет...
В ближайшие дни члена «Справедливой России» Геннадия Гудкова могут с позором лишить депутатского мандата. Заседание по его «персоналке» единороссы хотели сначала провести 13 сентября, а затем и вовсе решили перенести на неделю раньше. А чего тянуть! Ведь Гудков совершил страшное: нарушил закон о статусе народного избранника и совмещал свою парламентскую деятельность с предпринимательской. То, что тем же самым занимается практически пол-Думы, в данном случае значения не имеет. Товарищи Гудкова уверены, что за наездом стоит месть оппозиционеру со стороны членов «Единой России» и что он в Думе – не единственный депутат-бизнесмен. В чужих кошельках покопался и «Собеседник».
Андрей Воробьев
Глава фракции «Единая Россия» в Государственной думе Андрей Воробьев до прихода в политику был молодым, но вполне уважаемым бизнесменом. Именно он в 90-е создал известную на рыбном рынке компанию «Русское море», которой теперь владеет его младший брат Максим.
– Я выкупил его долю, – заявил Максим Воробьев. – Это была реальная сделка купли-продажи. Я выкупил бизнес за живые деньги. Это нормально.
По версии Воробьевых, сделка произошла в 2002-м, когда старший брат был назначен сенатором от Адыгеи, но… В 2007–2008 годах «Русское море» принадлежало офшору Avrora Industries Ltd. Смотрим ежеквартальные отчеты «Моря» за это время. По ним Avrora предоставляла компании солидные кредиты, а в качестве лица, имеющего более 20% акций, в обеих компаниях опрометчиво откровенно указан единственный человек – Андрей Воробьев. И никакого Максима.
Сегодня «Русское море» контролирует кипрская Rsea Holdings Limited, а кто именно из Воробьевых стоит за ней, остается только гадать.
Борис Зубицкий
Четвертый срок сидит на Охотном ряду депутат-единоросс Борис Зубицкий. Казалось бы, уже должен на кнопках для голосования руку набить, но и не на такую старуху находилась проруха. По декларации от 7.10.2007 года у Зубицкого только и было что 29,33% акций ОАО «Кокс», но через три года компанию им составили ценные бумаги «Режникеля» и «Уфалейникеля». Правда, недавно он продал их офшору, за которым, по мнению участников рынка, стоит швейцарский трейдер Glencore, связанный с семьей главы контрольного управления президента Константина Чуйченко.
Кроме этого, еще в 2004-м депутат Зубицкий с сыновьями учредил на троих ООО «Аркадер» по оптовой торговле черными металлами, что тоже не очень-то согласуется со статусом парламентария.
Андрей Исаев
– У меня всё чисто и законно, – уверяет и депутат Андрей Исаев.
«Всё» – это ЗАО «Ай Джи Пи Групп», в котором несколько лет назад этот депутат получил контрольный пакет акций. Основной вид деятельности фирмы – операции с недвижимостью.
– С того времени не только я не занимался предпринимательской деятельностью, но и сама компания, – божится Исаев. – Она не выплатила ни одной зарплаты, она не приняла на работу ни одного человека, не выплатила ни одного дивиденда и не приобрела никакой собственности, за исключением круглой каучуковой печати. Вот и вся предпринимательская деятельность, которую ведет «Ай Джи Пи Групп».
Даже если это и правда и прибыль не уходила в тень (во что мало верится, учитывая недавние покупки Исаевым недвижимости в России и за рубежом), суть дела все равно не меняется: нарушение закона о статусе депутата налицо.
Алексей Кнышов
Среди коллег по Госдуме Алексей Кнышов не так чтобы выделяется. В прошлом году зарабатывал лишь миллионов по десять каждый месяц. Ну, может, чуть больше. Правда, тогда он не сидел на Охотном ряду, где оказался только в декабре.
После своего избрания Кнышов должен был отказаться от активного занятия бизнесом, отчасти так и произошло. Он, например, уже не гендиректор Группы строительных компаний «Дон», а вот от управления размещенной в Словакии фирмой Inbister s. r. o. член российского парламента, судя по всему, так и не отказался. В распоряжении «Собеседника» есть выписка из торгового реестра тамошнего Министерства справедливости (аналог нашего Минюста) от 30 августа сего года. По этому документу компанию, оцененную всего в 50 тысяч евро, Кнышов учредил на пару со своим давним деловым партнером Владимиром Кирсановым еще в 2010‑м, но до сих пор значится ее управленцем.
Чем занимается словацкая контора депутата, не очень понятно, но зарегистрирована она в Старом городе (на фото) Братиславы на улице Zelezniciarska. Правда, в декларации Кнышова об этом ни слова.
Григорий Аникеев
Сложно сказать, кто именно Григорий Аникеев – депутат или предприниматель. Или и тот, и другой. В прошлом году он вошел в пятерку самых зарабатывающих парламентариев. Шутка ли – почти 3 миллиарда задекларированных рублей в год.
Сколько у Аникеева фирм, не знает, наверное, даже он сам. Во всяком случае, не все из них он даже указывает в декларации (ЗАО «Веста», ЗАО «Дельта», ЗАО «Норта»).
А как минимум одну из компаний он получил в собственность, уже будучи депутатом – ООО «Трейд-Маркетинг». Произошло это в 2009-м, когда сам Аникеев уже два года, как ходил с мандатом. Но ни следственный комитет, ни коллеги по партии вопросами о совместимости такого бизнеса со статусом парламентария его почему-то не донимают.
Елена Николаева
Госпожа Николаева в думе вообще недавно, только с прошлого декабря, а вот бизнесом занимается с 90-х. Если верить официальным документам, сейчас у нее, кроме депутатского мандата, есть акции двух десятков компаний и пост гендиректора ООО «Золотой Крендель», что по закону не очень приветствуется.
Дата регистрации компании – 15 января 1996 года. Расположена она в Долгопрудном. Занимается, как понятно уже из названия, производством хлеба и прочей выпечки. В Едином госреестре юридических лиц прямо написано, что гендиректор фирмы – именно Николаева Елена Леонидовна, хотя сама депутат это отрицает. Даже повесила у себя в блоге еще одну выписку из ЕГРЮЛ, в которой у компании – новый директор. Вот только у того «Кренделя» – совсем другой регистрационный номер.
– Существует два «Кренделя», и в одном из них Николаева до сих пор является генеральным директором, – пояснил активист «Синих ведерок» Данила Линдэле.
Связаться с Николаевой, чтобы выяснить, что это за кренделя, не удалось. Ее мобильник оказался отключен. По словам помощницы, депутат срочно улетела в Оренбург.
Леонид Симановский
Когда-то Леонид Симановский был вице-президентом ЮКОСа, и даже поговаривали, что и в Думу-то в 2003-м он попал с подачи именно Ходорковского. Но, в отличие от многих своих прежних коллег, у экс-нефтяника сейчас настолько все в порядке, что он не только сохраняет прежние свои компании, но и приобретает новые. Так, в последние годы у Симановского появились акции некоего ООО «Левит».
– По документам именно «Левит» является учредителем фонда «ДАР», который несколько лет назад начал стройку в черноморском заказнике «Большой Утриш», – пояснила «Собеседнику» эколог Мария Рузина.
Предполагается, что в Утрише под видом «физкультурно-оздоровительного комплекса» возводится еще одна резиденция президента, перед которым депутатский статус, согласитесь, скромно меркнет.
Владислав Резник
Владислав Резник стал депутатом еще в лихие 90-е и с тех пор не раз оказывался в центре различных скандалов. Самый громкий из них – обыск на его заморской вилле, который испанская полиция провела в 2008-м в рамках борьбы с русской мафией. Кстати, в декларациях Резника следов той виллы сейчас нет. Зато в декларации есть ссылка на то, что в 2010-м он стал владельцем 100% акций компании «Голиам Рашн Девелопмент».
В ЕГРЮЛ сказано, что уставный капитал ГРД составляет всего 10.000 рублей, хотя деньгами фирма ворочает куда большими – занимается застройкой Петербурга дорогими офисами и элитными апартаментами. Кстати, «Форбс» отдает Резнику первые строчки в рейтинге депутатов-лоббистов.
Информация к размышлению
Друзьям – всё, врагам – закон!
Миллиардер Айрат Хайруллин за время депутатства обзавелся компаниями «Сервис-1», «ЭнергоИнвестКапитал» и «ВЗК». Валерий Язев увеличил свою долю в «Уральском межрегиональном банке». Николай Борцов учредил «Мастер Хаус» и «Проспект Капитал». У Вячеслава Осипова появились акции «Электровыпрямителя». Илья Костунов, по документам, не отказался от управления «Консалтинг Менеджмент Стратегии».
Сергей Есяков, Александр Карелин, Олег Колесников, Владимир Плигин, Гаджимет Сафаралиев, Василий Толстопятов, Александр Шишкин… В списке депутатов с сомнительным бизнесом – больше сотни фамилий, и большинство принадлежит единороссам, которые сейчас предъявляют претензии эсеру Гудкову за то же самое, чем грешат сами.
Это не значит, что тем самым я пытаюсь выгораживать Геннадия Гудкова, который действительно, на мой взгляд, в чем-то нарушил закон. Но тогда не только он обязан сдать свой мандат, а и все прочие депутаты-бизнесмены, в том числе и от «ЕдРа». Да только этого-то, к сожалению, и не случится.
Закон не может быть избирательным. Но депутаты от правящей партии, чиновники, сотрудники органов живут словно по известному франкистскому принципу «для друзей – всё, для врагов – закон!» И пока ситуация не изменится, пока у власти находятся люди, исповедующие этот принцип, закона в нормальном понимании в России не будет ни-ко-гда.
Читайте также СКАНДАЛ С ГЕННАДИЕМ ГУДКОВЫМ
Ликбез
Из Закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального Собрания РФ» (ст. 6): Депутат Госдумы не вправе заниматься предпринимательской деятельностью; состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации.
В случае если владение депутатом приносящими доход ценными бумагами, акциями может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции в доверительное управление.
Фото ИТАР-ТАСС, РИА "Новости", PhotoXpress