Фильм Александра Котта "Спитак": сюрреализм и момент истины
В прокат выходит фильм российского режиссера Александра Котта «Спитак», отправленный на «Оскара» от Армении
В прокат выходит фильм российского режиссера Александра Котта «Спитак», отправленный на «Оскара» от Армении. Еще один фильм-катастрофа о страшном землетрясении 1988 года.
Первый – «Землетрясение» Сарика Андреасяна о той же трагедии в армянском Спитаке – вышел два года назад. Фильмы снимались почти параллельно (господдержку они получили в один год), но в прокате их удалось развести: группе Котта пришлось переждать два года, но за это время он собрал немало лавров. Александр считает, что ленты абсолютно разные, что у Сарика зрительское кино.
Совпадают, однако, не только идеи, но даже роли и сюжетные ходы. Правда, если Андреасян ввел в сюжет мародеров, то Котт украсил свою работу трогательными сюрреалистичными деталями, без которых фильм вряд ли имел бы успех на кинофестивалях: юная героиня (Александра Политик), находясь под рухнувшей крышей фотостудии, переодевается в разные костюмы, и выбраться ей каким-то образом помогает костюм маленького кролика, потому что только кролик способен выйти в узкую щель наверх. Элегантное погружение зрителя в подобные сказки на фоне катастрофы и помогло взять «Спитаку» приз за режиссуру на Московском кинофестивале.
Впрочем, сказки сказками, но это прежде всего фильм о колоссальном человеческом горе, доводящем людей до умопомрачения. Своего рода момент истины для каждого, кого коснулась эта трагедия. Где-то здесь, под развалинами зданий, кроется ответ на вопрос, кто ты в этой жизни и в чем ее смысл. Если вам сейчас плохо, если что-то не ладится, если вы потеряли близкого человека или допускаете, что потеряетесь сами, если вам неприятно плыть по течению всеобщего веселья и троллинга, просто сходите в кино на «Спитак». И может быть, там найдете что-то важное для себя.
Еще одним плюсом фильма Котта является саундтрек. Точнее, статус композитора. Им стал Серж Танкян, лидер культовой американской рок-группы System of a Down, костяк которой, включая самого Сержа, составляют этнические армяне.
– Он приезжал в Армению, мы показали ему кино, и ему очень понравилось, – сказал «Собеседнику» Александр Котт. – Он, конечно, звезда, и общаться с ним первое время было сложновато, но мы нащупали общий язык. Звезде уровня Эннио Морриконе, если он тебе пишет музыку, сложно сказать: «Нет, мне не нравится». Но тут я нашел в себе силы, и Сержу, кажется, пришлось по душе, что я не на все соглашаюсь. Мы нашли несколько хороших музыкальных тем.
На Танкяна режиссер и продюсеры надеются и накануне оскаровской гонки: без заметного промо в США рассчитывать на успех на главной американской кинопремии наивно. «Спитак» является одним из конкурентов «Собибора» Константина Хабенского, который выдвинут от России в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №46-2018 под заголовком «Котт и кролик».