Константин Баканов: Зачем Хабенского на "Оскара" послали
«Собибор» послали на «Оскар» скорее для того, чтобы снова продемонстрировать, насколько США и Россия на разных полюсах
Российский оскаровский комитет отправил на «Оскара» от России фильм Константина Хабенского «Собибор». При этом эксперты, в том числе члены комитета, честно признают, что шансов у картины нет.
«Собибор» – лента о единственном успешном восстании в фашистском концлагере. Режиссерский дебют Хабенского, в котором он сыграл главную роль. О том, реально ли Константин «режиссерил» на съемочной площадке (фильм получился довольно неплохим для дебютанта, хотя и местами наивным, с излишней героизацией его персонажа), я пытал тезку на пресс-конференции. Но он не раскололся.
Неясной осталась и роль Владимира Мединского в картине. В титрах он обозначен как автор идеи, хотя если идея состоит только в том, чтобы снять кино по известным историческим событиям, то этого маловато для титров. Поговаривали, что Мединский был изначально то ли автором, то ли соавтором сценария, но потом сценарий несколько раз переписывали. В общем, история с созданием ленты туманна, но все это вряд ли будет интересовать американских киноакадемиков.
Если их вообще что-то будет интересовать, ведь фильм, хоть и прокатился по Европе, в заокеанской киноиндустрии поддержки не имеет. Значит, голливудские воротилы его могут даже не посмотреть. Ничего удивительного: и в России многие академики «Золотого орла» и «Ники» тоже смотрят только узко ограниченный набор из нескольких фильмов, которые потом и фигурируют в шорт-листе в самых разных номинациях. Или вообще доверяют мнению других коллег.
Так что Хабенского послали скорее для того, чтобы в очередной раз продемонстрировать, насколько Америка и Россия находятся на разных полюсах. Фильм о русском герое Второй мировой прокатят мимо проката, и это будет очередная ложка в бочку политического дегтя. Удивительно и то, с каким упорством Россия посылает на «Оскара» «кино про войну». 2011-й – михалковская «Цитадель», 2012-й – «Белый тигр», 2013-й – «Сталинград», 2016-й – «Рай»...
Наш Оскаровский комитет отправлял туда и Звягинцева с его мрачноватыми тонами, минорной Россией и совсем другим художественным подходом. Звягинцев за последние годы дважды (с «Левиафаном» и «Нелюбовью») попал в пятерку номинантов, но американскую статуэтку так и не получил. Впрочем, на номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» ежегодно претендует около сотни работ. Даже по теории вероятности выиграть очень сложно.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №36-2018 под заголовком «Зачем Хабенского на "Оскара" послали».