Фильм "12 лет рабства": женщина хуже негра?
В этом году на экраны уже вышел один фильм о рабовладельческом строе и угнетении чернокожих – «Джанго освобожденный» Тарантино. «12 лет рабства» Стива Маккуина – о том же, но без хеппи-энда, вернее, с относительным хеппи-эндом, потому что история реальная
В этом году на экраны уже вышел один фильм о рабовладельческом строе и угнетении чернокожих – «Джанго освобожденный» Тарантино. «12 лет рабства» Стива Маккуина – о том же, но без хеппи-энда, вернее, с относительным хеппи-эндом (герой спасен, но зло не наказано), потому что история реальная: фильм снят по одноименной книге воспоминаний Соломона Нортапа.
Середина XIX века, в части штатов Северной Америки рабство отменено, хотя до полного равноправия еще далеко, но в южных штатах чернокожие все еще считаются товаром и пашут на плантациях. Но это далеко и не с нами, так что свободный человек Соломон Нортап живет себе почти спокойно в Нью-Йорке с женой и двумя детьми. Пока его не похищают и не продают в рабство на юг.
Если в «Джанго» мы наблюдали, как раб становится свободным, здесь – обратная история: свободный по капле вдавливает в себя раба. Иначе не выжить – с ума сойдешь. Можно, конечно, сопротивляться и бунтовать, но это в вестернах, а в историях, основанных на реальных событиях, таких героев обычно убивают на первых минутах – так случается и здесь. Так что молчать в тряпку и слушаться, думать только о себе, потому что сострадание и забота о ближнем – привилегия свободного человека. Это фильм не о том, что черные не хуже белых, а о том, что они не лучше – да и кто бы остался хорошим в таких условиях? Все там хороши...
Самое страшное, что можно сделать с человеком, – не избить и не убить, а заставить избить и убить. Но окончательный перелом происходит не тогда, когда герой по хозяйскому приказу сечет ни в чем не повинную служанку, а во время похорон одного из товарищей, загнувшегося на плантации: стоя над могилой, рабы начинают петь – и он сначала молчит, а потом присоединяется к их песне и поет громче всех. Всё, запел народную песню – стал народом.
После возвращения домой Соломон Нортап стал активно участвовать в движении за права чернокожих. В общем, смысл прост: если где-то в мире есть несправедливость, то она может коснуться и тебя, даже если пока ты в безопасности. С какого бы дальнего краю ни стояла твоя хата, за тобой могут прийти. Но пока не пришли, нас обычно мало что волнует.
И еще один неприятный смысл: негром быть плохо, но женщиной все-таки хуже.
Читайте также: