Доктор Мясников: Ковид пришел к нам навсегда
Теледоктор Александр Мясников сделает прививку от вируса, не боясь побочек
Разговоры о второй волне коронавируса не утихают. Кто-то считает, что она начнется уже в сентябре и будет гораздо серьезнее первой. По словам скептиков, даже вакцина, которую создали в России, защитить от серьезной волны не сможет. О том, чего ждать в будущем, нам рассказал ведущий программы «О самом главном», главврач больницы им. Жадкевича Александр Мясников.
– Александр, все опасаются, что во время второй волны коронавируса нас снова могут посадить на самоизоляцию. Вы такой исход не исключаете?
– С точки зрения самой инфекции я не вижу, чтобы это было оправданно. А за поступки чиновников не отвечаю. Но не надо относиться к ковиду как к чему-то случайному. Инфекция пришла, чтобы остаться. Да, ее презентация была ужасной. Для нас это было первым столкновением с подобным вирусом: не было ни иммунитета, ни опыта. Надо понимать, что ковид будет и в этом году, и через год, и через 10 лет. Вирус будет распространяться никто его не остановит. Главное – избегать тяжелого течения и смертей. С каждым новым заболеванием вирус становится слабее, вырабатывается коллективный иммунитет.
Я всегда говорю, что в 2022 году вы услышите много раз подобный разговор: «Ваня, чего ты чихаешь?» – «Да я снова ковид подхватил...» – «Выпей парацетамол, нам в театр идти».
Тридцать процентов ОРВИ, которыми мы переболели, – это коронавирусы, – продолжает Мясников. – У этого вируса, не говорю о России, в целом смертность чуть больше одного процента. В Новой Зеландии было несколько десятков смертей. Потом они закрылись от всех – и случаи ковида фиксировать перестали. А сейчас они снова появились. Как ни закрывайся, вирус все равно придет. Он в любом случае должен отгореть цикл – 3 месяца, как это было в Москве и в Нью-Йорке.
Здесь другой вопрос: мы не готовы к другим вспышкам. Как минимум люди должны знать, что происходит. Где имена ученых-вирусологов, которые дают первым лицам страны советы о дальнейшем поведении населения? Кроме запугивания людей, я в СМИ ничего не видел.
– Так вспышка все-таки будет?
– Представьте себе синусоиду. Вот так коронавирус и будет идти. Это как торфяной пожар: там, где прогорело, уже волны не будет. Но там, где волны не было, она обязательно будет. Москву она минует. Другое дело, будет сезонное обострение гриппа, ОРЗ и коронавируса в том числе.
– Осенью планируется массовая вакцинация от ковида. Как вы считаете, нужно ли вакцинироваться?
– Когда вы вакцинируетесь от столбняка, вы защищаете себя. Вакциной от коронавируса вы себя не защищаете, ведь если вы не в группе риска, то тяжелое течение болезни вам скорее всего не грозит. А уж тем более летальный исход. Мы, делая вакцину, защищаем не себя, а работаем на коллективный иммунитет, выгоду от которого получит группа риска. Нам важно, чтобы были привиты как минимум 60 процентов населения, чтобы получить коллективный иммунитет. Если мы сорвем вакцинацию, то в ней вообще нет смысла. Прививаться должны обязательно пожилые люди, врачи.
Если говорить о побочных эффектах, то могу понять молодых людей. Но человеку, которому 80 лет, здесь не о чем думать. Ковид он может не пережить. Понимаю все сомнения о безопасности вакцины. А что может быть? Если это не живая вакцина, что она сама по себе может сделать в худшем случае – ну да, температура, покраснение. В очень редких случаях судороги и прочее. Есть и побочные эффекты типа рассеянного склероза. Но на несколько миллионов привитых – всего 3–4 случая. Даже по самому худшему варианту ничего драматического не вырисовывается.
– Вы сами будете делать прививку?
– Лично я буду! Бог с ними, с побочными эффектами. Уж не думаю, что на меня выпадет один из миллиона случаев серьезных побочек. Буду ли я советовать другим вакцину – не скажу. Молодой девушке на вопрос, стоит ли прививаться, расскажу про долг, про коллективный иммунитет.
– Многие ждали лета, чтобы поехать на море. На пляжах в России сейчас яблоку негде упасть. Стоит ли рисковать? Может, лучше перетерпеть этот год?
– Что там осталось перетерпеть? Я сам был в Сочи с семьей две недели. Мы – люди, мы не можем остановить жизнь, вирус пришел и остался. Мы пьем, курим, не боясь онкологии, мы ездим безбашенно на автомобилях, вступаем в беспорядочные связи, не боясь гепатита и СПИДа... Чего мы вируса испугались? От гепатита миллион человек в год умирает. Сколько чиновников заболело, которые сидели дома и постоянно тестировались? Вирус пришел навсегда, но нужно жить дальше. Ведь мы не знаем, что будет завтра. Живите сегодня!