Онколог об иммунотерапии рака: Это не панацея, но может продлить жизнь
Кандидат медицинских наук, нейрохирург Михаил Куржупов о сути иммунотерапии рака – открытия нобелевских лауреатов – 2018
Нобелевскую премию по медицине в этом году присудили онкологам – их работы называют не иначе как прорывом в деле лечения рака.
В чем суть и действительно ли это прорыв, обещающий онкобольным излечение, рассказал кандидат медицинских наук, нейрохирург-онколог Михаил Куржупов:
– Что изобрели Джеймс Эллисон и Тасуку Хондзе?
– Иммунотерапию рака. Их открытия положены в основу нового метода лечения онкологических заболеваний, при котором иммунитет больного учится распознавать опухолевые клетки и бороться с ними. Иммунные клетки – Т-лимфоциты – находят опухолевые и работают по принципу «свой-чужой». Но опухоль обманывает их, подавая на рецепторы иммунных клеток сигнал «я свой», в итоге они не трогают опухолевые клетки и те продолжают размножаться.
– Нобелевские лауреаты придумали, как обмануть опухоль?
– Да. В основе иммунотерапии – воздействие на контрольные точки (cheсkpoint), которые отвечают за взаимодействие рецепторов Т-лимфоцитов и опухолевых клеток. В основе противоопухолевых иммунных препаратов – моноклональные антитела, которые приводят к опознаванию иммунитетом опухоли и ее уничтожению. После того как на конференции Американской ассоциации клинической онкологии в 2016 году были опубликованы доклады об эффективности иммунотерапии, этот вид лечения и был назван прорывом года.
– Какие виды рака так можно лечить?
– Меланому, рак легкого, мочевого пузыря, почки, рак в области головы и шеи, отдаленные метастазы этих болезней. Сейчас весь мир постепенно набирает опыт применения иммунотерапии.
– Выходит, рак действительно стал излечимым?
– Возьмем два ключевых онкозаболевания, где иммунотерапия показала свою эффективность: это немелкоклеточный рак легкого (НМРЛ) и меланома. Исследования показывают повышение выживаемости по сравнению с другими видами противоопухолевой терапии. Однако нужно учитывать, что в них изначально участвовали пациенты с хорошим соматическим статусом и ожидаемой продолжительностью жизни не менее 3 месяцев. Почему такой срок? Потому что для развития эффекта иммунотерапии необходимо около 3 месяцев. Так что этот метод имеет определенные ограничения и пока не приводит к излечению пациентов, но увеличивает продолжительность жизни. В Москве иммунотерапия применяется с 2017 года, и из своего опыта могу сказать, что этот вид лечения действительно эффективен, но, к сожалению, до недавнего времени назначался при прогрессировании заболеваний.
– А когда его нужно начинать, чтобы у человека было больше шансов?
– Сейчас обсуждается вопрос о применении иммунотерапии в первой линии лекарственного противоопухолевого лечения, когда болезнь можно если уж и не победить, то заглушить на длительное время. Это очень важно! Это возможность для больных дожить до разработки новых методов лечения, а самое главное – это возможность быть с семьей, друзьями, вести активную социальную жизнь.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №40-2018.