Вячеслав Фетисов: Дед прошел две войны и вернулся целым

Накануне 9 мая знаменитый хоккеист Вячеслав Фетисов рассказал «Собеседнику» о своем деде

Фото: Вячеслав Фетисов // фото: Global Look Press

В этот юбилейный для Победы год люди не смогли пойти на «Бессмертный полк». Мы попросили знаменитых людей рассказать о тех родственниках, с портретами которых они обычно выходили на акцию. Знаменитый хоккеист Вячеслав Фетисов рассказал «Собеседнику» о своем деде.

Стандарты службы в царской армии пригодились

Мой дед – Фетисов Максим Степанович, участник двух войн – Первой и Второй мировой. Ушел в 1941-м вместе с двумя своими старшими сыновьями Петром и Николаем. Вернулись все трое.

...Когда он умер, мне было 10 лет. Я помню его как очень большого добродушного человека богатырского сложения. Рост – за метр девяносто, руки огромные. Он прошел две войны и вернулся целым. Все-таки в царской армии были совсем другие стандарты службы, чем после революции. На акции «Бессмертный полк», в которой я регулярно участвую, я иду с его фотографией, где он в  форме царской армии.

Помню, в нашем доме были трофеи от деда. Не оружие – скорее бытовые вещи. Дед привез после войны из Германии ткань, что-то вроде гобелена. Передал ее отцу, а отец – нам. Сейчас кажется – кусок материи. Но тогда это была дефицитная вещь, может, даже драгоценная.

От него я довольно рано узнал, что война – это не только крики «Ура!», но и страх и ужас, которые не должны больше никогда повториться.

Тогда мы жили в старом бараке на 20 человек в Бескудниково. На 9 мая все семьями шли на стадион, где был праздник – оркестр играл, артисты выступали. Там он рассказывал про службу – повод был. А в обычные дни не любил вспоминать про войну. И понятно, почему.

Воевали с первого до последнего дня

Оба моих дяди, которые уходили с ним на войну, вернулись инвалидами.

Один приехал слепым, другой – с простреленной челюстью. Она у него совсем не работала.

Поэтому я сейчас очень благодарен Минобороны и архиву, которые помогли мне найти их историю. Как выяснилось, воевали они геройски. Ушли совсем молодыми ребятами из Рязани и дошли до Берлина, вернулись с боевыми наградами – всё с самого начала и до самого конца.

Я помню их – мы ездили в деревню в Рязанской области, где до сих пор достаточно много Фетисовых живет – мои двоюродные и троюродные братья, сестры.

Грустно, конечно. Получается, люди, которые реально совершали подвиги, те, от которых мы по-настоящему можем что-то узнать, не любят делиться этими воспоминаниями.

Хорошо, что сейчас есть специальная профессия – каждый может сегодня заказать исследование по истории семьи, информацию о родных и близких. Такое счастье было, когда мне вручили две красиво оформленные книжки по моим близким родственникам.

Отца эта участь миновала. Он 31-го года рождения. Ему к началу войны всего 10 лет было. Но никакой спокойной жизни, конечно, не было нигде. У отца было 4 брата и сестра. Мамы не было – умерла при рождении последнего ребенка, а потом и младший ребенок умер накануне войны. Когда немец пришел к ним в деревню, они пешком, как могли, добрались до Москвы. Так там и остались.

С фотографией деда

В ЦСКА ветеранов боготворили

Моя карьера связана с ЦСКА, поэтому я считался военнослужащим. В «Динамо» меня не взяли, сказали: еще маленький, а в ЦСКА приняли. Там к людям, прошедшим войну, конечно, относились с особым почтением. Для нас те солдаты были людьми, на которых хотелось равняться. Я благодарен судьбе, что попал в самую крутую школу по воспитанию мужского характера, которую тогда мальчишка мог найти.

Меня часто спрашивали за границей, и я много раз объяснял, какой была послевоенная Москва и почему из нее вышло так много спортсменов. А как еще, если ты растешь в таких непростых условиях? В бараках, разрушенных войной. Но при этом все друг друга поддерживают, помогают целыми семьями. Наше послевоенное поколение все это перенимало у тех, кто воевал. Это не пустые слова, на самом деле так и было.

На День Победы было много планов

День Победы проведу, как и все – дома, в кругу семьи.

В этом году, к сожалению, нет ни «Бессмертного полка», ни парада. Понятно, почему.

И еще, конечно, жаль, что не будет премьеры фильма, который мы готовили. В прокат должно было выйти кино про подольских курсантов. Я этим занимался как депутат от Подольского округа. Еще четыре года назад меня шокировало то, как мы умудрились забыть, замолчать этот подвиг. Три с половиной тысячи мальчишек остановили фашистскую дивизию, которая уже в белых воротничках собиралась беспрепятственно войти в Москву и въехать на Красную площадь. Мы колоссальную работу провели по подъему общественного мнения вокруг этой истории и фильма. Уже по ходу дела  продюсер Игорь Угольников, изу-чая этот эпизод, нашел следы своего деда, который погиб как раз там – на Ильинском рубеже.

Довольно интересно понять, чем тогда эти ребята вообще руководствовались – как смогли не испугаться, кто был для них тогда кумиром. Сейчас премьера откладывается. Но надеюсь, в октябре, когда как раз будет дата тех событий, мы сможем этот фильм показать.

Мундир

Полковник Фетисов

Военная карьера знаменитого хоккеиста, двукратного олимпийского чемпиона началась в период игры за ЦСКА. Все игроки армейского клуба автоматически зачислялись в штат армии. В 80-х годах, играя за сборную СССР, Вячеслав Фетисов уже дослужился до майора. Впоследствии это осложнило отъезд в НХЛ. Отпустить простого игрока за океан и то было трудно. Кадрового военного – просто невозможно. Пришлось с боем прорываться через бюрократические препоны.

Не считая советских, российских и заокеанских спортивных кубков, у Вячеслава Фетисова есть и военные награды: медаль «За безупречную службу», медаль «70 лет Вооруженных Сил СССР».

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №15-16-2020 под заголовком «Вячеслав Фетисов: Дед прошел две войны и вернулся целым».

Рубрика: Спорт

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика